На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Древняя Азия

40 подписчиков

Археология Японии

эпоха яей

«Яёй» — название населенного пункта вблизи Токио (совр. специальный район Бункё города Токио), где в 1884 году, во время раскопок, были найдены керамические изделия нового стиля, отличного от дзёмонского. В начале ХХ века подобная керамика была найдена почти по всей Японии. Её датировка дала основания ученым утверждать о переходе Японского архипелага от периода Дзёмон к новой исторической эпохе, которую назвали в честь первой стоянки Яёй, где были найдены артефакты нового периода. Также, археологическая культура этого периода получила название «культуры Яёй».

Традиционная историография считает началом эпохи Яёй III век до н. э., а концом — III век н. э. Её периодизация базируется на датировке и классификации керамических изделий данного временного отрезка. Он делится на три стадии:
- раннюю (III—I в. до н. э.)
- среднюю (I в. до н. э. — I в. по н. э.)
- позднюю (I—III в. н. э.).

Начало периода Яёй ознаменовалось приходом на Японские острова новой, вероятно континентального происхождения, культуры. Её особенностями были поливное рисоводство, использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов. На сегодняшний день достоверно неизвестно, была ли «культура Яёй», занесена в Японию в результате миграций с Корейского полуострова и территории современного Китая, или была развита жителями Японских островов, которые импортировали некоторые «ноу-хау» с континента.
Первые стоянки культуры Яёй находятся в Западной Японии на островах Кюсю и Хонсю. Классический пример — Ёсиногари (совр. префектура Сага).

Преимущества нового способа хозяйствования над экономикой периода Дзёмон дали возможность культуре Яёй в течение I в. до н. э. — III в. н. э. распространиться далеко на восток Японских островов (совр. префектура Аомори). Население Кюсю, Хонсю и Сикоку резко увеличилось. Формирование управляющей прослойки в общинах и рост прибавочного продукта дали начало невиданным в предыдущий период военным конфликтам. Война дала толчок созданию «коалиций» общин, которые со временем развились в протогосударственные образования. Одним из таких образований была «страна Яматай» во главе с «королевною» Химико.

Окинава и Хоккайдо не подверглись влиянию культуры Яёй. Там продолжали существовать пост-дзёмоновские традиции, которые заложили основы социальной жизни рюкюсцев и айнов. Соответственно периодизация истории этих двух островов не совпадает с периодизацией истории «центральных земель» (собственно Японии).

древний японский дом-эпоха кофун

эпоха Дземон

Хронология периода Дзёмон

Применение гончарной посуды и охотничье-собирательское хозяйство – две главные черты периода Дзёмон. Слово «Дземон» используется в японском языке потому, что посуда обычно украшалась узором, напоминающим оттиск веревки. Хотя, как можно убедиться, не только посуда украшалась «веревочным узором».

Период Дзёмон разделяется на шесть субпериодов. Их последовательность такова:

-------------------------------------------------------------------------------------

             Начальный Дзёмон               13,000 – 8000 до н. э. 

             Древнейший Дзёмон             8000 – 5000 до н. э. 

             Древний Дзёмон                   5000 – 2500 до н. э. 

             Средний Дзёмон                   2500 – 1500 до н. э. 

             Поздний Дзёмон                   1500 – 1000 до н. э. 

             Финальный Дзёмон               1000 – 300 до н. э. 

-------------------------------------------------------------------------------------

Следует иметь в виду, что эти датировки также приблизительные;  разные ученые имеют различные мнения относительно установления каждого субпериода. Для примера можно сравнить, какие различия делают Kidder (1968, 1993), Kobayashi (1992) и Pearson (1990) в том, когда начинаются субпериоды позднего и финального Дзёмона. Отчасти эти разногласия идут от хронологии, основанной на типологии керамики. Поскольку радиокарбонное датирование определяется позже раскопок, было немного действительно успешных попыток определить хрононологию независимо от него.

Названные субпериоды являются также подразделениями, которые основаны на типах применявшейся посуды. В различных географических регионах Японии часто определенный тип керамики использовался в конкретный период времени.

Как можно убедиться, каждому субпериоду присущи характерные и уникальные черты.

 

эпоха Дземон

Начальный Дзёмон

Есть одна интересная черта японской археологии: тогда как земледелие и металлургия проникли на архипелаг довольно поздно, гончарное производство развилось здесь весьма рано. На стоянке Odai-Yamamoto было раскопано 46 керамических черепков, возраст которых был определен радиокарбонным методом от 16 тыс. лет до н. э. (NUTA-6510) до 14.920 лет до н. э. (NUTA-6506). Полагают, что все черепки принадлежат одному сосуду; в качестве украшения на них нанесено лишь несколько нарезок. Другие стоянки с керамикой начального Дзёмона, имеющие радиокарбонные датировки, – это пещера Fukui возле Нагасаки и пещера Senpukuji на Кюсю.

Интерес представляет множество стилей, появляющихся у этой древней керамики. Как отмечено выше, стоянка Omadai-Yamamoto содержит гладкую керамику (mumon). Набор каменных орудий, связанный с ней, включает топоры с полированными лезвиями, каменные буравчики, наконечники стрел и шлифовальные бруски для древков стрел. Набор каменных орудий имеет параллели в Восточной Сибири.

На Кюсю и в западной Японии появляется два типа керамики с каменной технологией микропластин. Каменная технология весьма сходна с набором позднепалеолитических каменных орудий, обнаруженных повсеместно в Японии. На пещерных стоянках Fukui и Senpukuji в древнейших слоях начального Дзёмона раскопана керамика с узором в виде налепных бусин (toryumon). За этим типом следует керамика, декорированная линейным узором (ryukisenmon). Эти типы сменяет керамика, украшенная отпечатками, похожими на отпечатки ногтей (tsumegatamon).

К концу начального Дзёмона относятся пятый тип керамики (oatsu), найденный повсюду на Японском архипелаге. Он имеет веревочный узор по всей поверхности. В отличие от более ранних типов с заостренным или закругленным дном, у этого типа плоское дно и широкое горло.

Следует подчеркнуть, что хотя керамика этого времени, в целом для начального Дзёмона это не было развитой технологией. Обычно керамика фрагментарна и очень плохо обожжена. На большинстве стоянок начального Дзёмона ее вообще нет; в общем, она весьма редка. Возникновение керамики, как считается, означало освоение новых пищевых ресурсов для людей Дзёмона – теперь они могли варить и есть крахмалосодержащие клубни и другие растения.

За исключением керамики, начальный Дзёмон содержит много черт, общих с позднепалеолитической культурой Японии. На Кюсю и части Хонсю существовала технология микропластин, охотничий промысел широкого набора дичи был главным источником пищи, и большинство открытых стоянок связано с кратковременным поселением. Многие стоянки располагались в пещерах.

Древнейший Дзёмон

Этот субпериод многие авторы также называют начальным Дзёмоном. В сравнении с предшествующим имеет место возрастание числа стоянок и типов обнаруженных остатков. Но они не столь многочисленны, как те, что относятся к более поздним субпериодам. Открытые поселения с подземными жилищами найдены повсеместно на Хонсю и Кюсю. Найдено приблизительно 200 подземных жилищ, которые отнесены к этому субпериоду. S. Koyama определил, что численность всего населения архипелага была не более 22.000 человек.

Раковинные кучи, в особенности в регионе Канто, показывают, что в это время обитатели начали эксплуатировать морскую среду. Во время раскопок были также обнаружены рыболовные крючки из кости. В сравнении с предшествующим субпериодом становятся обильнее каменные орудия для копания земли. Это свидетельствует о том, что растительная пища стала более важной в повседневной диете.

В это время дзёмонское население начало изготавливать керамику с оттиском веревки, особенно с коническим или заостренным дном. Украшения на керамике создавались путем скручивания веревки и ее оттиска на глине или вращения обернутых веревкой палочек по глине (украшения yoriitomon). Для создания украшений на керамике применялись также резные палочки (украшения oshigatamon) и раковины (kaigara chinsenmon). Некоторые из основных типов керамики этого времени - Natsushima, Igusa и Tado.

 

дземон

Древний Дзёмон

Этот период времени совпадает с повышением уровня мирового океана и более теплых средних температур по сравнению с современными. Пробы грунта показывают, что уровень моря был на 2-3 метра выше, чем сегодня; изменение береговой линии привело к тому, что Внутреннее море проникло на равнину Канто.

Как полагают, во время древнего Дзёмона произошло возрастание численности населения. Только в регионах Канто и Тюбу найдено более 1.000 стоянок; во время фазы Moroiso свыше 200 из этих стоянок содержат землянки. Для сравнения: на всем Японском архипелаге обнаружено лишь немногим более 2.500 стоянок, относящихся к древнейшему Дзёмону. S. Koyama определил численность населения намного больше 100.000 человек (Kidder 1993).

Дзёмонские поселения начинают превращаться в более долговременные. Землянки строили с использованием более крупных и прочных опорных столбов. Большинство стоянок с землянками содержат керамику двух или более последовательных фаз. Хотя свидетельства показывают, что большая часть поселений в течение этого субпериода были сравнительно оседлыми, J. Habu отмечал, что эти свидетельства еще не означают использование землянок круглый год. В его исследовании наборов каменного инвентаря со стоянок в регионе Канто доказывается, что это были поселения сезонного проживания.

Как и следовало ожидать, с подъемом уровня моря возрастает число прибрежных стоянок. Многие из них сопровождаются раковинными кучами. Изучение раковин показывает, что использовались виды рыб как морские, так и пресноводные.

Керамика в это время становится более совершенной и все больше развиваются ее региональные варианты. Нормой становится плоскодонная керамика. В это время появляются новые формы сосудов, такие, как  глубокие сосуды, узкогорлые кувшины и мелкая посуда. Развиваются плетеные (ayasugimon) и гребенчатые узоры (ujo-jomon). Среди более известных типов керамики, получивших распространение в это время, – Ento Kaso, Moroiso и Ukishima.

 

Средний Дзёмон

Субпериод среднего Дзёмона многими рассматривается как вершина культуры Дзёмон. Именно в это время насчитывается наибольшее число дзёмонских поселений на Японском архипелаге; процветали крупные поселения, такие, как SannaiMaruyama; производилось множество развитых и поистине уникальных типов керамики. Как и почему так процветало дзёмонское население в течение этого субпериода, пока что неясно. Большую часть среднего Дзёмона был климатический оптимум с температурами выше, чем сегодня. Многие ученые рассматривают культуру среднего Дзёмона как прямой или косвенный ответ на климатический оптимум.

Что касается поселений, раскопано намного более 11 тысяч стоянок, относящихся к среднему Дзёмону. Около 60 процентов стоянок этого субпериода находятся в регионах Тюбу и Канто. Поскольку большинство археологических стоянок были открыты в ходе городского строительства, то неясно, отражает ли это только урбанистическое расползание Токио и Иокогамы, или эти два региона были действительно наиболее густо заселены. Здесь раскопано несколько стоянок, включающих до 50 и более землянок.

Жили ли в этих дземонских поселениях круглый год или жители кочевали на сезонной основе, неясно. Kidder (1993) доказывал, что у жителей были другие места обитания среди гор на равнинах Тюбу и Канто. Он предполагает, что в горах селились летом и осенью, тогда как на равнину переходили жить на зиму и весну. Множество кореньев и орехов могли использоваться летом и осенью, тогда как моллюски, олени и кабаны – зимой и весной.

Поскольку для среднего Дзёмона обычны землянки-хранилища, K. Imamura отмечал, что их и оббитые каменные топоры чаще всего находят в горах Тюбу и западного Канто. Землянки-хранилища на удивление редки. В восточном Канто оббитых каменных топоров мало, но много землянок-хранилищ. Почему так произошло – одна из тайн.

Керамика, изготовленная в среднем Дзёмоне, весьма совершенна. Ввиду совершенств оформления многие авторы доказывают, что эта керамика была связана с символическим мышлением и ритуальными целями. Многие типы имели узоры и стандартные черты, добавленные в качестве декоративных элементов. Некоторые декоративные элементы делались гравировкой или налепами из глины. Хотя изготовление посуды было особой заботой, состав глины был довольно грубым, с непластическими включениями и примесями. Некоторые из самых известных и совершенных стилей керамики этого времени – Katsusaka, Kasori E и керамика, «окаймленная пламенем».

ПозднийДзёмон

В сравнении с предшествующим средним Дзёмоном, появляется ряд изменений в археологических свидетельствах. Наиболее бросается в глаза изменение в количестве поселений. Это особенно заметно в регионах Канто и Тюбу – от нескольких тысяч стоянок среднего Дзёмона вплоть до более чем двух тысяч в последующем, позднем Дзёмоне. В регионе Канто в течение позднего и финального Дзёмона имеет место тенденция к поселениям в устьях рек и у моря, в которых эксплуатировались разнообразные морские ресурсы.

Поздний Дзёмон рассматривается также как расцвет ритуальной деятельности. Кроме того, зарождается традиция сооружения малых каменных кругов в восточной и северной Японии. Ритуальные артефакты, такие, как каменные жезлы, фаллосы и статуэтки, также возрастают в числе в течение позднего и финального Дзёмона.

Тогда как нарезные и налепные декоративные формы в глине были популярны в среднем Дзёмоне, в позднем Дзёмоне наблюдается возврат к использованию веревочных оттисков и процарапанных линий для украшения керамики. В это время развивается заглаженный веревочный узор (surikeshi jomon). В этом декоративном стиле наносился веревочный узор, а затем он частично заглаживался, чтобы создать гладкую поверхность. В это же время появляется также керамика, обожженная при недостатке кислорода. Среди наиболее известных стилей керамики этого субпериода – Goryo, Horinouchi, and Kasori B.

монета эпохи нар

Эпоха Нара

 

Период Нара. До принятия основного законодательного Кодексa лет Тайхо (701) существовал обычай переносить столицу на новое место в связи со смертью императора. Реформирование японского общества в начале VIII века способствовало созданию централизованной власти с эффективным административным аппаратом, которые требовали для своей деятельности создание большого и осёдлого центра. Этим центром стала в 710 году новая столица Хейдзё-кё (современный город Нара) в регионе Кинки. Хотя столица еще переносилась в 740-745 годах в города Куни-кё (современный город Камо), Сигаракиномия (современный город Сигараки) и Нанива-кё (современный город Осака), она возвращалась в Нару.

Главные ворота столицы Хейдзё-кё — "Ворота Красного феникса" (реконструкция, Нара)

Хейдзё-кё, или Нара, была первым японским городом, спроектированным по тогдашними китайскими стандартами. Её прототипом стала столица китайской империи Тан, город Чанань. Нара представляла собой большой четырёхугольник, поделённый на правую и левую "столицы". Город также был разделен на десятки малых районов. В северной части столицы были сконцентрированы правительственные здания. Там находился императорский дворец. От него простиралась центральная магистраль города — "улица Красного феникса", которая доходила до главных ворот города на юге. Население Нары составляло около 200 тысяч, среди которых 10 тысяч были заняты на чиновничей службе.

Экономика периода Нара была государственно-плановой. Для повышения эффективности сбора налогов была проложена сеть дорог, которые вели в столицу. При дворе чеканили медную монету, которая имела больше символическое, чем утилитарное значение. Экономика носила натуральный характер. Уровень хозяйственной активности был самым высоким в столице, в то время как экономика регионов оставалась на примитивном уровне периода Кофун.

Особенностью периода Нара стало обострение борьбы между императором, аристократическими родами и буддистской церковью за власть. Хотя формальным главой страны остался император, его реальное политическое влияние уменьшалось вместе с ростом значения частного сектора, который контролировали аристократы и буддистские монастыри. В середине VIII века последние пытались организовать переворот и сместить правящую династию, однако вмешательство семьи Фудзивара спасло императорский дом. Благодаря этому Фудзивара смогли поставлять японскому монарху жён, и тем самым контролировать престол и власть в стране.

Попытки императора Канму возвратить ведущую роль японских монархов в политике потерпели неудачу. Желая вырваться из-под опеки буддистских монастырей, которые плотно обступали столицу Нара, император приказал в 784 году построить новую столицу в городе Нагаока-кё. Однако в связи с затягиванием строительства, интригами аристократии и природными катаклизмами, план переноса столицы в Нагаока провалился. В 794 году Канму удалось перенести столицу в город Хейан (совр. город Киото), но её строительство сильно ударило по императорской казне. Оставшись без финансовой поддержки император ослаб, а вместо него реальная власть оказалась в руках аристократического рода Фудзивара.

В период Нара были написаны первые официальные исторические хроники "Кодзики" (712) и "Нихон Сёки" (720). Были также составлены поэтические антологии "Манъёсю" (759) и "Кайфусо" (751). В этот период также сформировались прототипы японских фонетических азбук хирагана и катакана.

Буддизм был объявлен "защитником государства", то есть определен как государственная религия. Для распространения веры была создана сеть монастырей и храмов кокубундзи, которые находились во всех 60 провинциях Японии. Центром всех кокубундзи стал храм Тодай-дзи ("Великий Восточный Храм") в городе Нара, у котором поместили огромную бронзовую статую Будды Вайрочаны.

Основные даты:
710 — Перенесение столицы страны в Хейдзё-кё (совр. город Нара);
712 — Написание исторической хроники "Кодзики";
720 — Написание исторической хроники "Нихон Сёки";
725 — Учреждено Управление обороны ("тиндзюфу") как центр борьбы с айну;
781 — Фудзивара добились запрещения занимать императорский престол женщине;
743 — Основание храма Тодай-дзи императором Сёму;
759 — Составление поэтического сборника "Манъёсю";
784 — Перенесение столицы в Нагаока-кё;
788 — Основание монахом Сайтё монастыря Энрякудзи на горе Хиэй близ Киото

 

 

Посуда из медного сплава,8в.

 

Кувшин периода Асука

 

 

Бронзовая обувь эпохи Кофун

 

Стеклянная чаша в погребении императора Анкана

Бронзовый веер с позолотой,погребение Кинреи

Стремя,погребение Миядзигоку

 

Защитные шлемыГумма

Изображение веера церемониального из погребения Камао

Модели жилых и хозяйственных построек в стиле ханива

 

Типы керамики Яей

 

Мечи периода кофун

 

Слово «кофун» в переводе с японского означает «курган», так что данный отрезок времени можно с полным правом называть «периодом курганов». Кофун дзидай следует за периодом Яёй, а следующим после него является период Асука. Очень часто Кофун дзидай и Асука дзидай объединяют в единый период под названием Ямато, однако оба периода имеют определенные культурные различия.

Так период Кофун характеризуется анимистической культурой, существовавшей до внедрения буддизма. С политической точки зрения период характеризуется появлением двора Ямато и его расширением посредством экспансии от Кюсю до Канто. Кроме того, период Кофун является самым древним периодом закрепленной в источниках истории Японии. Однако хронология исторических источников этого периода очень искажена, а исследования требуют преднамеренной критики и помощи археологии.

Археологические записи и древние китайские источники свидетельствуют, что до 300 г. до н. э. японские племена не объединялись воедино, а также до этого времени не было никаких контактов между западной Японией и Кореей или Китаем [1].

 

 

Курганы периода Кофун

Кофун («kofun», ; «старое захоронение», «старый курган») определяется как курган, воздвигнутый для представителей правящего класса. Эти курганы строились на протяжении III-VII вв. [2] и связывались с богатыми погребальными ритуалами, некоторые из них окружались рвами. Внутри курганов находились большие каменные гробницы.

Ранние кофуны имеют простую форму – круга или квадрата, – но с течением времени стали сооружаться курганы более сложного вида, некоторые объединяли в себе две фигуры: два круга, круг и четырехугольник, два четырехугольника. Классическим курганом стал кофун, по форме напоминающий замочную скважину (т. е. объединяющий фигуры круга и четырехугольника). Такие курганы распространились по большей части японских островов и называются «дзэнпо коэфун» (前).

Размеры кофунов колеблются от нескольких метров до 400 м в длину.

Период Ямато

Царица Химико

керамика Ямато

 

Ямато императоры. Императорская династия, правившая в Ямато (древней Японии) с 660 г. до Р. Х.
Первоначальным населением Японских островов были айны, происхождение которых загадочно. Позже сюда переселились выходцы из Индокитая и тунгусские племена из Монголии. Затем, в начале железного века, по данным археологии, пришла новая волна переселенцев, на этот раз из Китая и Кореи. Из этого сложного смешения рас в конце концов сложилась японская народность.

Согласно японской исторической традиции, основателем древнеяпонской империи Ямато был принц Пикопоподэми (более известный по своему посмертному китайскому имени Дзимму), сын царя Угая-пуки, правившего в Пимука (страну эту обычно отождествляют с Хюго на острове Кюсю, но возможны и другие варианты, в том числе за пределами Японских островов). В 667 г. до Р. Х. во главе большого числа воинов Дзимму отплыл на восток, на поиск неведомых земель. После семи лет скитаний, пережив множество приключений, он прибыл в страну Ямато (располагавшуюся в центральной части острова Хонсю, в районе нынешнего Осака). Часть местных кланов признала его власть, другие пытались сопротивляться и были перебиты. Земля Ямато понравилась пришельцам, и они решили в ней обосноваться. В 660 г. до Р. Х. были построены столица и дворец Касипара, где Дзимму официально принял власть. С этого времени идет отсчет правления Японской императорской династии. (Подавляющее большинство современных историков сходится на том, что традиционная хронология древней японской истории носит легендарный характер, из-за чего начало государственности оказалось отодвинутым в прошлое почти на тысячу лет. Скорее всего, все описанные выше события имели место в III или даже IV в. нашей эры).

После 660 г. до Р. Х. древняя японская хроника "Нихон сёки" на протяжении шести веков не отмечает никаких событий, а дает только перечень наследников Дзимму. При его десятом преемнике, императоре Судзине, в 85 г. до Р. Х. впервые была проведена перепись населения, определены подати и трудовые повинности. Его внук Кэйко предпринял несколько завоевательных походов в разные части острова Хонсю, а в 82 г. совершил вторжение на остров Кюсю и воевал с племенем Кумасо. В 97 г. новый поход на Кюсю совершил сын Кэйко, принц Ямато-такэру. В результате него кумасо были окончательно усмирены. В 111 г. Ямато-такэру совершил поход на восток Хонсю против диких племен эмису и покорил их. Таким образом, власть императоров Ямато распространилась на оба острова, но она еще не была прочной. При внуке Кэйко, Тюайе, кумасо вновь восстали. Тюай воевал с ними, но безуспешно. Он умер на девятом году правления. Его жена, государыня Дзингу, была провозглашена императрицей. Она собрала большой флот и совершила первый заморский поход в Корею - против царства Силла.

Во время этой войны у нее родился сын - будущий император Одзин. Старшие сыновья Тюая, принцы Кагосака и Осикума, узнав об этом, подняли в Ямато мятеж. Но императрица Дзингу сумела победить их и провозгласила своего сына наследным принцем. После ее смерти, в 269 г., он стал императором. Затем власть наследовал его сын Нинтоку. Этот император известен своей праведностью. Узнав, что народ его совсем обеднел, Нинтоку опечалился и издал указ: "Отныне и в течение трех лет все поборы прекратить и дать родам передышку в их тяжелом труде". С этого времени, сообщает "Нихон сёки", государю не делали нового платья и обуви, пока старые не износятся, и не подавали новой еды и питья, пока прежние не скиснут. "Сердце свое он унял, волю сжал и не совершал никаких деяний, если дело касалось его собственных нужд". Через три года крестьяне Ямато стали зажиточными и повсеместно пели песни во славу государевой добродетели. Нинтоку слышал это и радовался. Однажды он сказал жене: "Вот, я уже богат. Теперь печалиться нет причины". Государыня в ответ возразила: "Что ты называешь быть богатым? Изгородь вокруг твоего дворца развалилась, и никак ее не починить. Крыша обветшала, и платье промокло от росы. Почему же ты говоришь о богатстве?" Нинтоку сказал ей: "Небесного властителя ставят на посту ради блага народа. Когда народ беден - и я беден. Богатеет народ - богатею и я. Не было еще такого, чтобы народ был богат, а правитель беден". Только через шесть лет император согласился отменить свой указ и разрешил перестроить свой дворец.
После смерти Нинтоку, в 399 г., началась новая смута из-за престолонаследия. Его старший сын Изапо-вакэ, прежде чем взойти на престол, решил взять в жены Куро-пимэ, дочь Патано. Он послал к ней брата Нака-ту, но тот, назвавшись именем наследного принца, первым провел с Куро-пимэ ночь. По забывчивости он оставил на ее ложе свой колокольчик. На следующую ночь государь Изапо-вакэ отправился в покои своей жены и нашел этот колокольчик. Таким образом вероломство принца Нака-ту раскрылось. Чтобы избежать наказания, он поднял мятеж, со своими войсками окружил дворец наследного принца и поджег его. Изапо-вакэ едва успел бежать. Вскоре, при помощи другого младшего брата, Миндупа-вакэ, удалось подослать убийцу к Нака-ту и умертвить его. В 400 г. Изапо-вакэ взошел на престол. Это был император Ритю. В награду за верность он провозгласил Миндупа-вапэ наследным принцем. Это был будущий император Хандзэй. Оба они правили недолго и скончались один за другим. Придворные предложили престол их младшему брату Во-асадума. Ссылаясь на свою болезнь, он два года отказывался от этой чести, но потом должен был согласиться и принял государственную печать. Это был император Ингё. Когда он умер, между его сыновьями начались распри. Наследный принц Кинасу-нокару был лишен власти своим младшим братом Анапо-но и покончил с собой. Анапо-но взошел на престол (это был император Анко), но правил недолго - спустя три года, в 456 г., он был убит одним из своих родственников. На престол взошел его младший брат Опо-патусэ; это был император Юряку. "Нихон сёки" характеризует его как человека грозного и жестокого. Он казнил и убивал многих людей, часто в порыве гнева, не успев разобрать их вины. (В числе прочих был убит его двоюродный брат, сын Ритю, принц Ити-но.)
Юряку в 480 г. наследовал его сын Сэйнэй. Против него стал строить козни брат - принц Посикапэ, который захватил казну и самовольно растратил часть государственных средств. Верные императору люди убили его, однако и Сэйнэй правил недолго. Он не имел сыновей и объявил наследником внука Ритю (сына Ити-но) принца Вокэ-но. Это был император Кэндзо. Затем власть последовательно перешла к его брату Нинкэну и племяннику Бурэцу. О последнем в "Нихон сёки" сообщается, что, став взрослым, он увлекся наказаниями преступников и законами о наказаниях, так что очень хорошо разбирался в уложениях. Еще будучи принцем, он все свое свободное время с утра до заката посвящал судебным делам и, глубоко проникая в суть преступлений, старался, чтобы никто не избежал наказания. Присутствовать при самых жестоких истязаниях было для него величайшим удовольствием. Зная о его суровости и безжалостности, народ трепетал при одном его имени. Известие о его воцарении было воспринято с ужасом. И в самом деле, авторы хроники не находят для Бурэцу ни одного доброго слова. "Он сотворил много зла, - сообщается в "Нихон сёки", - ни одного доброго поступка за ним не числится. Мучить людей было одним из любимых развлечений императора". Пишут, что одному несчастному он велел вырвать ногти, а затем приказал ему руками выкапывать картофель имо. В другой раз он велел раздеть донага какую-то женщину и заставил ее сношаться с конем. Все остальные его забавы были в таком же духе. Он обожал карликов, шутов и уродцев, шумные и непристойные развлечения, неистовую музыку и вопли дикими голосами. К счастью, он царствовал всего восемь лет. Детей после него не осталось. Ближайших родственников тоже не оказалось (вероятно они были перебиты).
Не без труда министры разыскали принца Воподо - праправнука императора Нинтоку - и провозгласили его государем. Это был император Кэйтай. При его сыне Киммэе в 552 г. в Японии началось распространение буддизма. Когда Киммэй умер, развернулась борьба за власть между различными кланами знати. Каждый клан старался возвести на престол своего ставленника - принца или принцессу из многочисленных наследников Киммэя. Так, Монобэ выдвинули принца Анахобэ, а могущественный род Сога - принца Патусэбэ. (Род Сога занимал ведущее положение, начиная с царствования императора Сэнка, когда его глава получил наследственную должность опооми (фактически первого министра). В завязавшейся борьбе клан Монобэ был разгромлен, а принц Анапобэ - убит. Патусэбэ взошел на престол; это был император Сусюн. Он тяготился опекой Сога и готовил расправу над ними, но враги опередили его - в 592 г. император был убит. После этого переворота вся власть сосредоточилась в руках Сога, которые правили от имени своих ставленников - бессильных и во всем зависимых от них императоров. Сначала они возвели на престол принцессу Тоёмикэ Касикияпимэ; это была императрица Суйко. При ней в 603 г. был введен табель о рангах для чиновников. Придворный церемониал был изменен и стал более строгим. После смерти Суйко, в 628 г., императором стал Даёмэё, а после его кончины, в 641 г., престол перешел к его жене и племяннице Когёку.
В правление этой императрицы власть Сога стала особенно велика. Глава клана, Сога Эмиси, присвоил себе многие права и прерогативы императоров. Он имел свой укрепленный дворец, свой царский мавзолей, его сыновей стали официально величать принцами. Однако всевластие Сога восстановило против него другие знатные роды, и они составили заговор. Во главе заговорщиков встал Накатоми - глава клана наследственных жрецов синто (синто - национальная японская религия) Каматари. Под его руководством в 644 г. власть Сога была свергнута. Сигналом к перевороту послужило убийство сына Эмиси, Ирука, которого заговорщики закололи прямо во дворце, на глазах императрицы, во время официального приема корейских послов. Затем был казнен Эмиси Сога. Императрица Когёку отреклась от престола в пользу своего младшего брата, принца Кару. Это был император Котоку. С его царствования началась новая эпоха японской истории.

Период Ямато в истории японской культуры также называют веком великих гробниц, так как в это время появились огромные гробницы и их группы, по всей видимости, в целях захоронения правителей и знатных особ. Название Ямато происходит от наименования района в Японии, где проживало родоплеменное образование, которое первым объединило под своей властью большинство островов. В эпоху Ямато Япония ускорила свой технологический прогресс, в ней началось возделывание риса, совершенствовалось гончарное искусство, развивалась металлообработка, возникла социальная иерархия, происходила политическая, экономическая и культурная консолидация островов.

Культура Ханива

 

 

Гголова женщины

 

 

 

 

Фиryры ханива поражают

 

многообразием и необы-

 

чайной выразительностью

 

лиц. Варьируя простейшие

 

приемы вырезания ножом

 

отверстия в сырой глине для

 

Картина дня

наверх