На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Древняя Азия

40 подписчиков

Культура Китая в древности

Культура Древнего Китая берет свое начало в глубине веков. Китайские надписи, сделанные в глубокой древности помогают увидеть более четкую картину возникновения иероглифической письменности Китая, его культуры и обычаев.

Благодаря дошедшим до нашего времени источникам, в большинстве своем — произведения литературной классики древнего Китая, мы можем наблюдать процесс зарождения и дальнейшего становления религии, философии и появление первых древнейших социально-политических систем.

Процесс этот наблюдается в продолжение тысячелетия.

Китайские скульпторы очень точно лепили фигуры людей и животных из обожжённой глины, камня, бронзы и дерева.

Художественная культура Древнего Китая основывалась на духовных ценностях даосизма и конфуцианства. Единение с природой, устремление к духовному совершенству, нахождение гармонии в каждом природном явлении – сформировали неповторимое эстетическое сознание. Идея гармонии человека и природы наблюдается во всем китайском искусстве, начиная с каллиграфии и кончая живописью, которая является наивысшим достижением искусства Древнего Китая, а особенно живопись на свитках.

 

Литература

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI—VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин».

«Шицзин» — подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам («Нравы царств», «Малые оды»,

«Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых — служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.

Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах».

Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности.

Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них — Сыма Сянжу — были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оставаться спорным.

 

Скульптура

Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Они обычно устанавливались перед императорскими могилами и представляли собой некие памятники. Такой вид скульптуры зародился еще во времена "Воюющих царств". В эпоху Хань и Южной династии он получает большое развитие во времена династии Тан и Сун, формируется система создания каменных скульптур согласно рангу усопшего. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин.

Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода. Хо Цюбин - знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала. Все они были изваяны из цельного камня. Центральной фигурой является фигура коня, под копытами которого лежит воин - сюнну с покорным выражением лица.

Священные львы у могилы императора Сяоцзин представляют образец каменных скульптур времен Южных династии. Эти два грозных льва почти в три метра высотой. Высоко подняв голову, с широко раскрытой пастью, выставив одну лапу вперед - лев являет собой олицетворение власти и могущества.

В гробнице Танского императора Ли Шимина имеется барельеф с фигурами 6 боевых коней. Они изображены в разных позах, среди них выделяется один конь известный как Цзинлуци. Скульптура изображает коня, терпеливо переносящую боль, когда у него из бока вынимают стрелу.

Во времена династии Хань на внутренних стенах и над дверями гробниц, храмов, появляются плиты и кирпичи с рельефным украшением. Это были барельефные украшения или узоры, нарисованные линиями. Их еще называли выпуклой настенной живописью. Они лучше и дольше сохранялись по сравнению с нарисованными настенными картинами. На таких плитах обычно изображались мудрые императоры, верные сановники, учтивые сыновья, отважные воины и добродетельные женщины. Например, портреты Конфуция и его 72 учеников. На плитах изображались целые легенды, рассказывающие, например, о древних правителях Яо и Шуй, о целомудренных женах, до смерти сохраняющих верность умершим мужьям. На них также можно было увидеть охотничьи сцены, пиры и разные цирковые представления и даже комнаты императорских кухонь. Эти художественные плиты представляют собой одну из ярких страниц в истории развития китайской скульптуры. Плиты изготовлялись в различных местах и поэтому весьма отличались по своему художественному стилю. Плиты провинции Шаньдун были простыми по рисунку и громоздкими, плиты провинции Хэнань-отличались мужественностью художественных образов и лаконичностью линий, провинции Сычуань-были изящными и миниатюрными, провинции Шаньси-были более простыми по орнаменту.

Каменные пещеры Китая представляли одно из направлений буддийского искусства. В древности они обычно выдалбливались в горах. Это искусство зародилось в Индии. В Китай оно проникло во период династий Вэй и Цзин и Северных и южных династий и по мере своего развития оформилось в особое направление китайского скульптурного искусства. В Китае таких каменных пещер насчитывается около 120. Среди них самыми знаменитыми являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могаоку в провинции Ганьсу. Их называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.

Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью произведений. В пещерах Могаоку, находящихся в районе пустыни, скульптурные изваяния в большинстве своем сделаны из глины и разукрашены разноцветными красками. В Юньганских пещерах всего 53 пещера. В них имеется более 51 тысячи статуй, самая большая из которых достигает 17 метров высоты. Эти скульптуры отличаются цельным пластическим образом, детали разработаны более четко. В произведениях раннего периода заметны следы влияния индийского искусства. Весьма примечательна 14-ти метровая статуя Будды Шэкьямуни в 20 пещере. Ее лицо божественно, наполнено нежностью и добротой.

Лунмэнские пещеры находятся в пределах провинции Хэнань у города Лоянь на берегах реки Ишуй. Эти пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более ста тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы, облаченные в ханьские одежды, отличаются стройностью фигуры и красотой лица, овеяны безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 метров. Черты ее лица уже полностью китайские. Веки ее полураскрыты, на плечах накинута буддийская ряса, уголки губ чуть подняты, лицо, словно полная луна. Она дышит спокойствием и бесстрастностью. Рядом две высокие 13-метровые Бодисатвы, со спокойными, улыбающимися лицами. Вся их осанка говорит, что это китайские женщины. Другие бодисатвы своими образами напоминают китайских монахов и военных.
Дуньхуанские пещеры находятся в провинции Ганьсу, в Хэсийском коридоре.

Проникновение буддизма в Китай шло имен по Шелковому пути. В 366 году в этих местах начали появляться каменные пещеры с буддийскими изваяниями. Среди них особенно выделяются пещеры Могаоку. Сегодня здесь насчитывается более 2000 цветных скульптур, созданных на буддийские сюжеты. По этим работам можно видеть постепенное освобождение скульптурных произведений из-под влияния индийской культуры и обретение ими подлинного национального китайского стиля. Скульптуры очень жизненны, они больше напоминают живых людей, чем небесные божества. Изваяны они в самых разных позах, с разными выражениями лица, удивительно живописны складки их одежды.

Цветные буддийские скульптуры династии Ляо в монастыре Сяхуаянь у города Датун представляют собой еще один шедевр буддийского искусства Китая. Монастырь был построен в 1038 году. В нем имеется три большие Будды и более ста тысяч разных бодисатв, монахов. Их тела имеют правильные пропорции, позы очень выразительны, лица одухотворенные и созерцательные. В Китае известен еще буддийский храм "Шуанлинси" в провинции Шаньси, славящийся своими цветными буддийскими изваяниями. Храм был построен раньше Сяхуаяньсы, но в годы войн, он был сильно разрушен и ныне большая сохранившаяся часть представляет собой работы династии Мин. В храме 10 павильонов, в них более 2000 скульптур и он по праву считается самым богатым по количеству буддийских изваяний в Китае.

Доисторический Китай

Керамика Яншао

 

Китайцы изготавливали шёлк из коконов шелковичных червей. Ткани, сотканные из него, были красивы, прочны и легки.

Росписи на стенах на бумаге и на шелке

Буддийский комплекс Майцзишань малоизвестен. Он расположен в провинции Ганьсу, на северо-западе Китая. Это поразительный архитектурный комплекс, высеченный из скалы. Майцзишань имеет 7000 буддийских скульптур и почти 1000 квадратных метров росписи.

Майцзишань находится всего в нескольких милях к югу от Великого шелкового пути. Многие монахи предпочитали остаться в этих гротах и работать там.

 

Одни из самых ранних письменных отчетов об этом месте встречаются в биографиях двух монахов: Танхонга и Хуангао, которые медитировали там вместе со своими учениками.

 

 

Сосуд типа гу.

В узоре бронзовых сосудов периода Шан (Инь) на фоне очень мелких, тонких линий выделяется более выпуклый орнамент, из которого резко выступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных. Расположение узора на поверхности при удивительной сложности, динамичности рисунка всегда строго симметрично и соответствует структурным особенностям сосуда. В это время уже выработались канонизированные иконографические приемы изображения определенных символов и представлений, которыми мастер пользовался при создании любого произведения искусства, подчас применяя их только в декоративных целях.

 

Белый керамический сосуд из Аньяна. Период Шан (Инь). 2 тыс. до н. э. Вашингтон.

Большим своеобразием отличаются белые керамические сосуды, осколки которых в большом количестве найдены близ Аньяна. Целых сосудов обнаружено немного. Для белой керамики характерен тонкий черепок, чуть желтоватый на поверхности и на изломе. Формы очень разнообразны и отличаются от бронзы большей гладкостью, округлостью и мягкостью. Белая керамика изготовлялась из каолиновой глины, покрывалась штампованным узором и обжигалась в специальных печах при температуре свыше 1000°. Узор поправлялся после обжига бронзовыми инструментами. Характер орнамента близок к бронзе, но на керамических сосудах он более плоский, менее динамичный. В нем преобладает геометрическая линейность. Белая керамика красива совершенством четкого орнамента, сочетающегося с такой же четкостью и ясностью форм сосудов.

В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее развитие в последующий период истории Китая, носящий название Чжоу, по имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 в. до н.э.

 

Нефритовая пряжка.

 

 

 

Изделия из бронзы

 

 

 

 

Император Фу Си со своей женой Богиней Нюйва, древнее изображение, обнаруженное в 2005 г

Китайская философия

 

Трон с драконами

 

 

Декоративное искусство

Из сохранившихся книг самой древней книгой на бамбуковых планках является «Учение о срединном пути» («Ужуньюн«, 3 в.до н.э.). Это третья книга конфуцианского «Четырехкнижия».

Китайцы постоянно искали новый писчий материал, т.к. бамбуковые книги имели описанные выше недостатки. В V — IV вв. до н.э. для этих целей стали использовать ткань. В основном шелк. Но и тут были свои минусы, т.к. шелк был крайне дорогим удовольствием. Есть версия, что в 105 г. н.э. одному из придворных по имени Тоай Лунь  по поручению императора удалось сделать великое открытие нового писчего материала — бумаги. Он изучил опыт предшественников и решил продолжить эксперименты. Для достижения поставленной цели Тоай Лунь провел более сотни опытов, в результате которых был найден способ получения бумаги из тутового дерева, конопляного волокна, древесной коры, ветхих тканей и изорванных рыболовных сетей. Все это натиралось на терке, помещалось в огромные котлы и заливалось водой. Полученную смесь тщательно разминали и очень долго варили на медленном огне. Далее массу черпали небольшими порциями и размазывали по специальному ситу. В результате вода стекала, а на сетке оставался влажный лист бумаги, который снимали и помещали между гладкими каменными плитами для окончательной просушки. Так родилась бумага. Это было одним из самых великих открытий человечества.

В IV в. н.э. в конце правления династии Цзынь был издан императорский указ о переходе на бумагу. Писали деревянными палочками, которые обмакивали в черный лак, приготовленный из древесного сока.

Книги Древнего Китая были очень разнообразными по своему содержанию. Например, книга «Нун Шу» (VI в., автор Чэнь Фу) являла собой трактаты по земледелию, скотоводству и шелководству, а книга «Суждения, раскрывающие сущность» представляла собой историческое повествование и хроники правящих династий. Всего до наших дней сохранилось около 40 названий трактатов: «Записки о поисках духов«, «Новые изложения рассказов, в свете ходящих» (V в., автор Лю Ицин), «Книга этикета» («Лицзи«), сборники стихов разных поэтов того времени (Цзо Сы Линьюн, Се Тяо, Юй Синя и др.), каноническая конфуцианская книга «Беседы о суждениях» в виде философских бесед учителя Конфуция со своими учениками.

В Древнем Китае были созданы специальные книгохранилища. Там книги переписывались, по ним составлялись библиографические пособия и каталоги. Уже в те далекие времена исследовательская работа книг и критика произведений изучались в специальных школах, как отдельные предметы.

По началу книги собирались во дворцах правителей. Позже стали появляться библиотеки. Есть мнение, что императорским библиотекарем был знаменитый мыслитель Лао Цзы (VI — V вв. до н.э.).

Но были и печальные моменты в истории книг Китая. Например, в годы правления император Цинь Шихуанди, объединивший Китай в 221 г. до н.э., приказал найти и сжечь все книги кроме посвященных теме династии Цинь. Исключенными из списков на уничтожение попали книги по медицине, гаданию и издания сельскохозяйственной тематики. Очень много было истреблено литературных произведений предыдущих веков. Но к счастью под страхом смерти некоторые книги были спасены и спрятаны в тайниках, вывезены в пещеры. А в 140 — 87 гг. до н.э. император У-Ди приказал разыскать утерянные книги и скомплектовать ими его императорскую библиотеку. Для работы в своей библиотеке У-Ди пригласил ученых, историков, писателей и критиков. Ими был составлен первый в истории Китая каталог.

Так же следует отметить, что в Китае после изобретения бумаги появились новые типы книг в форме свитков, ширмы или блока. В V в. н.э. книжные издания преобладали над всеми другими типами книг. Книги активно переписывались, началось их коллекционирование. Особенно хорошо эта тенденция прослеживалась в буддийских храмах. Монахи, доблестно служа, создали множество книжных тайников, которые не найдены по сей день. В 1900 г. в пещерном городе «Тысяча пещер Будды» один из таких тайников был случайно обнаружен учеными. Найденная коллекция насчитывала 25 тысяч книг V — X вв. К сожалению этот тайник был разграблен. На протяжении 9 лет книги собирались по крохам и были возвращены в Китай. Но вернулось из найденных 25 тыс. лишь 10 тыс. свитков, которые на сегодня хранятся в Пекинской государственной библиотеке. Это единственная полная коллекция книг в мире эпохи расцвета феодализма. Здесь представлены буддийские и конфуцианские канонические трактаты, календари, всевозможные карты, книги по медицине и сельскому хозяйству, сборники песен и стихов, книги по гаданию и заговорам, официальные документы и т.д. Не все из представленных книг на китайской языке. В коллекцию вошли издания на языках народов Тибета и Хорезма, на санскрите (древнеиндийский язык) и даже на древнееврейском. Одним из самых ценных изданий знаменитая «Алмазная сутра«, которая вошла в группу самых первых печатных книг (Представлена на рисунке ниже)

 

 

Самые крупные административные подразделения страны – это восемнадцать провинций, как то: Шаньдун, Бэйчжили (или Чжили), Шаньси и Шэньси на севере; Гуандун и Гуанси на юге; Чжэцзян, Фуцзянь и Цзянсу на востоке; Ганьсу, Сычуань и Юньнань; Аньхой, Цзян-си, Хунань, Хубэй, Хэнань и Гуйчжоу – центральные провинции.

Самая большая из этих провинций – Сычуань, самая маленькая – Чжэцзян. Из-за своего почти тропического расположения Гуандун – одна из наиболее плодородных. Каждая провинция подразделяется на пу, уезды или округа, а также области. Пу, столица которого – рыночный город, состоит из нескольких городков и деревень; уезд или округ, столицей которого является укрепленный город, состоит из нескольких пу. Области ее состоят из нескольких уездов, столица окружена городской стеной. Провинция состоит из нескольких областей, столица ее тоже укрепленный город. В восемнадцати провинциях собственно Китая четыре тысячи укрепленных городов, причем столица страны – Пекин (несмотря на то что это императорский город и местопребывание центрального правительства, он, пожалуй, самое грязное место из всех, где я когда-либо бывал). Следующие за столицей по значимости города, хотя и намного превосходящие ее во всех прочих отношениях, – Нанкин, Сучжоу, Ханчжоу и Кантон (Гуанчжоу). Рыночные города и деревни этой обширной империи также очень многочисленны.

Высота стен, которыми обнесены столицы каждого округа, области и провинции, составляет от тридцати до пятидесяти или шестидесяти футов{4}. Стена, окружающая Пекин, с виду самая внушительная. Однако стены китайских городов вообще нередко бывают величественными строениями. Они замечательны и своей протяженностью, и монументальностью. Ширина их позволяет проехать двум повозкам одновременно.

Культура Саньсиндуй. Подсвечники в форме мирровых деревьев, олицетворявших Дерево Духов.

Бронза.

Под улицами китайских городов проложены трубы, в которые дождевая влага просачивается через щели между гранитными плитами. Если улица вымощена булыжником, по обеим ее сторонам устроены канавы или арыки. Но они такие узкие, что оказываются или почти, или вовсе бесполезными. Так что канавы эти превращаются в грязные лужи, откуда в летние месяцы распространяется жуткий смрад. Улицы Пекина вымощены щебнем, или же им полагается быть таковыми. Их середина значительно поднята, так что дождевая вода беспрепятственно стекает в трубы, проложенные по обе стороны улицы. Однако улицы, не выложенные щебенкой, в дождливый сезон довольно-таки грязны. Летом они покрыты таким слоем пыли, что проход по ним становится не особенно приятным. Вечером там стоит совершенно нестерпимый смрад, потому что в это время трубы открыты, а стоячую воду из них вычерпывают и разбрызгивают повсюду, чтобы прибить пыль. Улицам в китайских городах обычно дают звучные названия: улица Золотой прибыли, улицы Доброты и любви, Вечной любви, Долголетия, Сотни внуков, Тысячи внуков, улицы Приветствующих драконов, Несущегося дракона, Отдыхающего дракона, Свежих ветров, Тысячи блаженств, Тысячекратного спокойствия, Пяти удач, Десяти тысяч удач, а также улицы Девятикратного блеска, Накопленной доброты. Другие улицы называются просто по порядковым номерам – например, Первая улица, Вторая улица, Третья и так далее.

 

культура Луншань

культура Луншань

культура Луньшан

письменность

Чжоуская бронза

Чжоуская бронза. Кубок Цзюэ

Литература Китая

На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы, Вэй, Ханьшуй появились поселения земледельцев, обнесенные рвами и окруженные стенами из утрамбованной глины. Здесь же сложились основные типы керамических изделий, выполненных вручную и на гончарном круге. Сосуды для древних китайцев — они называли себя шан, хуа и чжоу — имели не только практический смысл, но являлись также своеобразным сводом знаний об окружающем мире. В их росписях, где преобладали геометрические рисунки, различные по величине ромбы, круги и зигзаги, угадывались начертания солнца, гор, луны, рек, деревьев. В этих рисунках лежат истоки древней китайской пиктографии. По месту первых находок археологи назвали этот ранний этап периодом яншао (IV—III тыс. до н.э.). Однако недавно была обнаружена еще более древняя культура хуншань.

К концу III тыс. до н.э. появились сосуды луншань, выполненные в форме треножников, кубков, разнообразных кувшинов. В этот же период сформировались основные мифологические представления древних китайцев, для которых природа являлась объектом религиозного поклонения, а общение с ней превратилось в сложную эстетическую систему. Древние китайцы верили, что на небо можно взобраться по небесным лестницам, что в центре мира находится гора в форме дворца. Солнце представлялось им в виде 10 золотых воронов—детей Сихэ, живущих на дереве фусаи, а весь мир возник от двух божеств — Нюйвы и Пань-гу, которые появились на свет в процессе отделения неба от земли. Полуженщина-полузмея Нюйва считалась прародительницей мира вещей и людей, вылепленных ею из глины и лёсса.

Постепенно, по мере освоения природы, у древних китайцев сформировались представления о культурных героях: человеко-птице Фу-си, Суй-жене и др. Все культурные герои занимались изготовлением ритуальных сосудов и музыкальных инструментов. Кроме того, они являлись первопредками различных племен.

По-видимому, в районе крупных рек сложились мифы о потопе, главными героями которых были Гунь, боровшийся с водной стихией с помощью саморастущей земли, и его сын Юй, прорывший канавы и избавивший землю от нечисти.

Позже возникли представления о пяти мифических государях, владеющих пятью царствами: центром, востоком, западом, севером, югом. Каждому правителю соответствовало определенное время года, цвет, созвездие, животное, часть тела, оружие, а также один из пяти первоэлементов (огонь, вода, дерево, металл, земля).

Древние китайцы верили, что их жизнь полностью зависит от покровительства умерших предков, похороненных в подземных камерах. У входа в них стояли приземистые статуи полулюдей-полухищников, оберегавшие от злых духов. Любой из предметов, положенных в гробницу, имел магический смысл. Для жертвенных возлияний духам-покровителям использовались различные по форме и по объему сосуды, являвшиеся частью ритуального обряда. Но в то же время они отражали сложившиеся в шан-иньский период (II тыс. до н. э.) представления о грозных силах Вселенной. К концу шан-иньского периода усложняется система орнамента: на фоне разнообразных магических знаков появляются головы реальных и мифических животных и др. Ритуальные сосуды украшаются плавниками, чешуей, колючими зубьями. Узорчатые ребра разделяют их на четыре части — четыре страны света, олицетворяющие небо, горы, землю и воду.

В шан-иньский же период была разработана техника бронзового литья и появились первые города с дворцовыми комплексами (дворцы Аньяна, Эрлитоу, Паньлуна).

Большой интерес представляют письменные памятники шан-иньского периода, найденные в архиве Иньского оракула при раскопках древней столицы Иньского царства. Это гадательные надписи на костях животных, панцирях черепах, бамбуковых планках.

К концу II тыс. до н.э. государство Чжоу одержало победу над государством Шан (Инь).

Процесс перерастания племенных союзов в царство Чжоу — «золотой век» китайской истории — подробно освещен в «Чжоу ли» («Законах Чжоу»).

Начальный этап Чжоуского царства нашел отражение в разнообразных манифестах, указах, декларациях, объединенных в произведении «Хун фэнь» («Великий закон об управлении»). В различных статьях «Великого закона» излагаются основы бытия — пять элементов «стихии» материальной природы (вода, огонь, дерево, металл, земля) и основы нравственного поведения — «пять дел» (как держать себя, как говорить, как видеть, как слышать и как думать).

 

Жизнь людей чжоуской эпохи отражена в литературных произведениях XI—IX вв. до н.э.— «Дагао», своде исторических преданий «Шу цзине» и в книге песен «Ши цзине», в которых реальные события переплетаются с тем, что было создано исторической фантазией древних. В период Чжоу продолжалось совершенствование техники бронзового литья и городское строительство. Другим источником сведений об этой эпохе являются гао — обращения и эдикты, возникшие в XII в. до н. э., самым древним из которых был эдикт Пань-гэн. В чжоуский период было создано «Да Гао» — «Великое обращение», содержавшее призыв обуздать мятежников, который не был услышан, и в VIII в. до н. э. Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, давших начало периоду «многоцарствия» — «Ле го».

 

Наиболее крупными городами-государствами «Поднебесной вселенной» — Чжуньго — были царства Ци, У, Чу, Цинь и Юэ. Каждое из царств имело своеобразную местную культуру, нашедшую отражение в летописном своде «Чунь цю» — «Весны и лета». Своеобразным комментарием к летописи является «Цзо чжуань» — погодный свод разных царств с 727 по 467 г. до н. э. О порядках, установленных в VII—VI вв. до н. э., рассказывает памятник «Гуань-цзы».

Проблемы войны и мира освещаются в памятнике конца VI в. до н. э. «Сюнь-цзы». В период Ле го появляются бронзовые орудия труда и бронзовое оружие: мечи, щиты, броня. Небольшие города стали обносить крепостными стенами. Царские резиденции состояли из трех дворов, расположенных по оси север — юг. Все строения имели форму квадрата или прямоугольника с двускатной кровлей и высоким цоколем, объединяющим весь комплекс зданий в единое целое. В северной части центрального двора находился своеобразный алтарь, на котором совершались ритуальные действия. На востоке располагался храм предков, а в западной части центрального двора, олицетворяющего центр мироздания,— алтарь бога земли. В южной части двора жили ремесленники и обслуживающий резиденцию персонал.

Конец периода Ле го отмечен открытиями в области астрономии: было зарегистрировано появление кометы Галлея и создан лунно-солнечный календарь (VII в. до н.э.).

Большие преобразования в культуре Древнего Китая связаны с периодом Чжаньго («Воюющих царств», V—III вв. до н.э.). Эпоху Чжаньго называли в Древнем Китае эпохой «соперничества ста школ». И не случайно: это было время, когда на городских площадях, на улицах, в домах знати спорили о различных проблемах бытия, когда возникли первые философские системы — конфуцианство, даосизм, моизм и др.

Сдвиги в хозяйственной жизни, изменение представлений о мире обусловили перемены в характере образного мышления людей эпохи Чжаньго. В этот период бронзовые сосуды теряют магический смысл, используются в повседневной жизни, украшаются драгоценными камнями и металлами, расписываются сценами сражений и охоты. В рисунках появляется новый мотив — вихревые завитки облаков. Самостоятельным видом искусства становится живопись.

Дальнейшее развитие получает письменность. Культурным центром «Семи Воюющих царств» становится столица царства Ци Линьцзы. Здесь возникла Академия Цзися и «наука Цзися» («у ворот Цзи»), в которой представлены все основные течения общественной мысли V—III вв. до н. э.

В царстве Ци появляются и первые произведения индивидуального творчества, связанные с именами Цюй Юаня и Сун Юя. Цюй Юань (340—278 до н.э.) — автор поэмы «Лисао», направленной против царских сановников, и «Девяти песен», обращенных к различным божествам. Цюй Юань ввел в китайскую литературу шестистопный размер с цезурой после третьей стопы и с рифмой, падающей на четные стихи. Сун Юй (290—223 до н. э.) был автором од, воспевших любовь и женскую красоту.

Развитие китайской общественной мысли эпохи Чжаньго завершает творчество Хань Фэя. Он автор талантливого публицистического произведения «Хань Фэй цзы», в котором рассуждает о человеческом эгоизме как основном регуляторе поведения людей.

В результате реформ, проведенных главнокомандующим Шан Яном, царство Цинь превратилось в могущественную военную державу, завоевавшую в 221 г. до н. э. последнее самостоятельное царство Ци. Циньский царь Ин Чжэн отказался от древнего титула чжоуских ванов «Сын Неба», заменив его на титул хуан-ди — император, став таким образом «Первым императором Цинь» — Цинь Ши хуанди. Его правление было ознаменовано введением карательных мер, обращением в рабство всех членов семьи преступника в трех поколениях, огромными кострами, на которых сжигались неугодные книги, а также указами, запрещающими критику правительства.

Но в то же время шло грандиозное строительство храмов и дворцов, в 214 г. до н. э. началось сооружение Великой Китайской стены, возник Великий шелковый путь. Была упрощена система иероглифов, легшая в основу позднейшей китайской письменности. До наших дней дошла циньская монументальная архитектура, обнаруженная в гробнице императора Цинь Ши хуанди. Он похоронен вместе со своим братом и женой. В гробницу были опущены изображения 3 тысяч пехотинцев и всадников, выполненные в натуральную величину.

После смерти императора вспыхнули антициньские мятежи и восстания, результатом которых стало свержение династии цинь. Вождь восставших Лю Бан провозгласил себя императором, сохранив систему централизованного бюрократического управления, и положил начало новой — Ханьской династии.

Ведущей идеологией этой эпохи становится реформированное конфуцианство, определяющее все функции государственных учреждений и нормы поведения людей. Культ Конфуция существовал наряду с культом предков и с культом императора, которого китайцы наделяли сверхъестественной силой.

Расцвет художественной культуры Ханьской империи падает на годы правления императора У-ди (140—87 до н. э.). В 136 г. до н. э. была создана первая высшая школа в Китае — Тайсюэ (университет), где велось обучение по «пяти классическим книгам»: «Шуцзин», «Шицзин», «Ицзин», «Лицзи», «Чунь цю». Около 120 г. до н. э. основана «Юзфу» (Музыкальная палата). В области письменной литературы получает широкое развитие историческая проза. Это «Исторические записки» («Ши цзи») Сыма Цяня, в которых рассказывается история Китая и его ближайших соседей от древнейших времен до конца правления У-ди. В духе конфуцианства выдержана «История династии Хань», составленная Бань-Гу.

В период династии Хань высокого подъема достигает наука.

Мощь централизованной ханьской державы находит отражение в зодчестве и изобразительном искусстве.

Итак, в древний период был заложен фундамент последующей культуры Китая, что обеспечило ее жизнестойкость, интенсивность, способность переплавлять в себе все внешние воздействия.

женские одежды разных династий

Период Чжоу

Период Чжоу

 

 

императорская одежда

парадный портрет придворного

 

керамика Китая

 

 

Китайская живопись

Прикладное искусство

Китайская живопись

 

Лаковое блюдо из Чанша. Период Чжаньго. 5—3 вв. до н. э.

 

 

 

 

Западное Чжоу (1046-771 до н.э.) Это архетипическое время для китайской культуры и государственности. Та самая эпоха на которую ориентировался как на образец Конфуций. В искусстве Чжоу много от "нагуального" искусства эпохи Шан (видимо, оно во многом и создавалось пленными шанскими мастерами). Но эта первая эпоха про которою можно с уверенностью сказать, что государство и культура были именно китайскими.

Западное Чжоу (1046-771 до н.э.) Это архетипическое время для китайской культуры и государственности. Та самая эпоха на которую ориентировался как на образец Конфуций. В искусстве Чжоу много от "нагуального" искусства эпохи Шан (видимо, оно во многом и создавалось пленными шанскими мастерами). Но эта первая эпоха про которою можно с уверенностью сказать, что государство и культура были именно китайскими.
(Подробнее на:
Западное Чжоу (1046-771 до н.э.) Это архетипическое время для китайской культуры и государственности. Та самая эпоха на которую ориентировался как на образец Конфуций. В искусстве Чжоу много от "нагуального" искусства эпохи Шан (видимо, оно во многом и создавалось пленными шанскими мастерами). Но эта первая эпоха про которою можно с уверенностью сказать, что государство и культура были именно китайскими.

Шкатулка

Эпоха Сражающихся царств (Чжаньго). 5-3 вв. до н.э. китайская культура достигает максимального разнообразия. множеств философских школ, конкурирущих политических систем и идеологий. Мэн-цзы, Мо-цзы, Чжуанцзы.

Эпоха Сражающихся царств (Чжаньго). 5-3 вв. до н.э. китайская культура достигает максимального разнообразия. множеств философских школ, конкурирущих политических систем и идеологий. Мэн-цзы, Мо-цзы, Чжуанцзы.

ложка

вешалки или ручки

происходят контакты с хунну и появляются соответствующие артефакты звериного стиля.

Хань. (Западная и Восточная). 206 до н.э. - 220 н.э. Это вторая "архетипическая эпоха", игравшая в истории Китая туже роль, что Римская империя на Западе. Если Цинь Ши-хуанди стремился истребить конфуцианство, то теперь оно становится государственной идеологий.

 

Хань. (Западная и Восточная). 206 до н.э. - 220 н.э. Это вторая "архетипическая эпоха", игравшая в истории Китая туже роль, что Римская империя на Западе. Если Цинь Ши-хуанди стремился истребить конфуцианство, то теперь оно становится государственной идеологий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
обратите внимание на седло носорога
(обратите внимание на седло )
(Подробнее на: Форум Аримойя)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
модели из гробниц,Хань
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Китайские ткани
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Троецарствие и Цзинь-1 (восточная и Западная). 220-420 Это переходный период от древности к средневековью. здесь есть артефакты ещё более "индейского" вида )
(Подробнее на: Форум Аримойя)
 Эпоха Троецарствия и  Цзинь
220-420гг.
 
 
 
 
 
 
Цзинь
 
 
 
 
 
Древние китайские часы
 
 
 
Китайская скульптура
 
 
Статуя человека-тигра,

Мрамор. Период Шан (Инь). 2 тыс. до н. э. Пекин. Музей Гугун .

Терракотовая статуэтка девушки. Фрагмент. Период Хань. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э.

 

Конь с повозкой. Терракота. Период Хань. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. Пекин. Исторический музей.

 

Эта скульптура отличается очень большими размерами (более 1 м в высоту), что в ханьский период встречается среди керамической пластики крайне редко и характерно уже для более позднего времени. Конь изображен с круто изогнутой шеей, торчащими ушами и коротким вскинутым кверху хвостом. Он скребет копытом землю, и весь его облик выражает горячее нетерпение. Фигура лошади выполнена с большим мастерством, в ней чувствуется глубокое знание скульптором натуры, умение обобщить эти знания и показать самое основное, в данном случае характерный облик молодого горячего коня. В ханьское время многие из терракотовых погребальных скульптур, клавшихся в погребение вместе с моделями домов и усадеб (о которых говорилось выше), составляют подчас довольно сложные жанровые сцены, передающие быт древних китайцев.

Сосуд в виде фантастического зверя. Бронза. Период Чжаньго. 5—3 вв. до н. э.

 

Лев — хранитель могилы. Черный мрамор. Период Хань. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э.

Скульптура. Китайский трехцветный глазурованный конь. Династия Тан. Глазурованный сосуд . Период трех династий

 

Китайская бронза династии Шан (XVI - XI век до н.э.)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бодхисатва Мудрости Веньшу восседает на лотосовом троне льве поставленном на льва, Бронза, 12 век,

Музей народов Востока

 
 

Бодхисатва милосердия Гуанинь с сосудом и четками, бронза, 13 век,музей народов Востока

китайские священные собаки
 
 
 Китайский шелк
 
 

Самые ранние подлинные образцы древних шелковых тканей, по-прежнему лишь небольшие их фрагменты, относятся к раннечжоускому периоду и периоду Весен и осеней. Начиная со второй половины чжоуской эпохи шелка, как в виде кусков, так и в виде предметов одежды, настойчиво присутствуют в погребениях, в первую очередь в чуских 374. Подобные находки совместно с письменными сведениями позволили почти полностью и в деталях восстановить репертуар древних шелков и технологию их производства. Установлено, что именно на протяжении периода Борющихся царств и ханьской эпохи оформились все основные производственные операции китайского шелкоткачества, сложился базовый набор типов тканей и определился ареал главных шелкопроизводящих центров.

 
 
 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ШЁЛКОВЫХ ТКАНЕЙ

Определяющими показателями для типологической классификации шелковых тканей служат, во-первых, толщина нитей и их средняя плотность для основы и утка. Во-вторых, характер плетения горизонтальных (основных) и продольных (уточных) нитей, исходя из чего все шелковые ткани подразделяются на основные и уточные (самит). В-третьих, цветовая гамма и орнаментальные показатели, на основе чего ткани делятся на однотонные и полихромные. Однотонные ткани, в свою очередь, распадаются на

гладкие (газ, репс, тафта, атлас, бархат) и узорчатые, узоры которых образованы сменой переплетений (узорчатые газовые и камчатые ткани). Среди полихромных тканей выделяются малоцветные (из нескольких, начиная с двух, цветов), многоцветные, мелкоузорные, крупноузорные и с рельефным узором.

Набор древнекитайских шелков состоял из гладких, креповых, газовых, камчатых и полихромных тканей. Древние гладкие ткани, обозначаемые в оригинальной терминологии как телк-мань, подразделяются в традиции на несколько типов: вываренные (посредством кипячения) — лянь, с плотными редкими ни

Ювелирное искусство

Танская эпоха

Картина дня

наверх