Богиня Нут в обрамлении знаков зодиака. Саркофаг Сотера из Эль-Курне. II в. н.э.
Развитию культуры Египта не был положен предел при греко-македонском владычестве. Соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила новый своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры. Завоеватели восприняли египетскую идею сакрального царства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы египетским богам, соперничавшие по своей монументальности с постройками эпохи пирамид и Нового царства.
Но дни египетской языческой культуры были уже сочтены, несмотря на все ее стремление отстоять свои позиции. Угасающая древность словно торопится завершить свои «мемуары»: стены храмов Птолемеевского Египта становятся настоящими неисчерпаемыми архивами накопленных знаний, множатся справочники, подобные энциклопедиям. И, как завещание грядущим культурам, спешно переводятся на греческий язык египетские литературные и религиозно-мифологические тексты.
Египетская история в греческом словесном обличье продолжает жить в сочинениях Манефона, дух независимости и вера в приход царя-мессии — избавителя от бед иноземного ига (традиционный образ египетских пророчеств) — с новой силой возрождаются в «Апологии горшечника перед царем Аменофисом о будущей судьбе Египта». Египетская религия с ее идеей бессмертия покоряет греко-римский мир, изверившийся в собственных земных и небесных владыках.
Птолемей II
Клеопатра
Маска Аммонарин. Хавара. Римский период, правление императора Клавдия (41-54 н. э.) Картонаж, ткань, штукатурка, позолота, роспись. Высота 51 см, ширина 41 см. Каирский музей
Греко-римский (Эллинистический) период Древнего Египта
После завоевания Египта греками в 332 году до н.э. происходит тесное соприкосновение местной художественной культуры с античным миром. В период правления династии Птолемеев широко развертывается строительство, охватившее и центральные, и отдаленные области страны. В общей планировке храмов преобладают египетские традиции. Примеры – храм Исиды на острове Филе, храм Гора в Эдфу, храм Хатор в Дендера. Геродот называл храм на острове Филе «жемчужиной Египта». На пилоне здесь изображен фараон, приносящий жертву Исиде. При Августе и Тиберии перед храмом сооружается огромная колоннада, колонны отличаются сложной формой капителей, заканчивающихся пальмовыми листьями.
В эту эпоху египетское искусство вошло в соприкосновение с культурой античного мира – сначала греческой, а затем римской. С целью сохранения чистоты канонизированных типов композиций египетские мастера создавали в большом количестве скульптурные модели-образцы. После долгого перерыва вновь появляются женские изображения в виде стилизованных образов, получивших собирательное наименование «Арсиной» и «Клеопатр». Со своей стороны, эллинистическая скульптура оказала влияние на характер трактовки отдельных деталей лица и фигуры, отличавшейся большой пластичностью и мягкостью.
Маска мумии. Первая половина I века н. э. Расписанный картон, вкрапленное стекло. Высота 57,2. Музей изящных искусств. Бостон
САРКОФАГ СОКОЛА. Дендера. Сокровищница Дендеры. Династия Птолемеев (305-30 до н. э.). Золото, серебро. Высота 88 см. Каирский музей
Уникальная скульптура сокола, состоящая из двух частей, выполненных из различных драгоценных металлов -золота и серебра, служила саркофагом для мумии сокола. Благодаря удачному сочетанию цвета этих металлов фигура гордого сокола выглядит элегантно и одухотворенно, создавая впечатление готовой взлететь птицы.
Мумифицирование священных животных и их захоронения осуществлялись в специальных некрополях. Это было очень популярно в Позднее время, большое количество таких кладбищ раскопаны в Саккаре. Среди мумифицированных животных, как, например, птица ибис (птица бога мудрости Тота), кошка (священное животное богини Бастет), крокодил (бог Собек), соколу, персонификации бога Хора, отводилось особое место.
Гордый облик этой хищной птицы издревле привлекал внимание египтян, которые воспринимали его как божество неба. Распростертые крылья парящего сокола считались символом защиты небесного бога. Главный источник жизни, исходящий с небес, - солнце - также ассоциировалось с Хором и часто появлялось в качестве головного убора на голове сокола. Особое значение имел глаз бога Хора. Согласно мифу, в борьбе со своим дядей Сетхом, причинившим много зла отцу Хора Осирису, юный Хор потерял глаз, вследствие чего весь мир погрузился во тьму. Восстановление мирового порядка и света связывается с обретением Хором глаза, восстановленного богом Тотом.
СТАТУЭТКА ЦАРИЦЫ ИЗ ДИНАСТИИ ПТОЛЕМЕЕВ. Карнак, храм Амона-Ра, тайник. Династия Птолемеев (305-30 до н. э.). Известняк, роспись, позолота. Высота 47,5 см. Каирский музей
Статуэтка, выполненная из достаточно мягкого материала - известняка, имеет следы краски, которой обычно покрывались изделия из этого камня. Браслеты и ожерелье царицы позолочены. Трехчастный парик уложен согласно моде позднего времени и обрамлен лентой красного цвета. Женщина одета в длинное платье из тонкой плиссированной ткани. На талии - красный бант, подчеркивающий изящную фигуру дамы. Статуэтка создана в традиционном стиле египетской скульптуры с опущенной вниз рукой, плеткой, прижатой к груди, как обычно изображались царицы, шагающая с левой ноги, что было характерно для египетской скульптуры с эпохи Древнего царства. К сожалению, надпись на пьедестале не сохранилась, однако форма плетки в левой руке женщины, прижатой к груди, - характерный атрибут цариц, что позволяет идентифицировать фигуру как царицу - супругу одного из Птолемеев первой половины III века до н. э.
Портреты Птолемея II и Арсинои II (Камея Гонзага) III век до н. э. Сардоникс. 15,7x11,8. Эрмитаж. Санкт-Петербург
Камея Гонзага, названная так по имени первого владельца, маркиза Гонзага, - одно из самых известных и крупных в мире произведений искусства глиптики. В подарок Эрмитажу она была преподнесена Жозефиной Богарне, супругой Наполеона. Камея представляет собой идеализированный парный портрет обожествленных правителей. Профильные изображения властителей эллинистического Египта - Птолемея II Филадельфа, его жены и сестры Арсинои II - вырезаны из сардоникса, крайне сложного в обработке материала. Неизвестный александрийский мастер виртуозно использовал фактуру и цвет трех разных слоев камня, благодаря чему кожа героев оказывается молочно-белой, а доспехи - темными. Птолемею он придает сходство с Александром Великим, показывает его красоту и твердый характер в идеальном профиле, а шлем уподобляет его богу войны Аресу. На головах супругов - лавровые венки - символ славы и победы. «Живопись в камне» - так называют эту камею благодаря мастерской технике обработки камня, точной моделировке и тонкому колористическому решению.
Клеопатра
Птолемей IХ
Клеопатра
Фаюмские портреты