Древняя Азия

34 подписчика

Свежие комментарии

  • татиана ладыгина (сверчкова)
    Спасибо. История государств и народов на Земле так интересна, что хочется вернуться, начать жить заново и заняться из...Кушанское царство
  • Leon Surkyan
    Хорошо написаноАрмия персов

Археология Египта

Археология Египта

 

 

Саркофаг из Асуана

 

 

 

 

Археология Египта

 

 

 

 

 

Археология Египта

 

 

 

 

Археология Египта

 

 

саркофаг Великой пирамиды

 

 

 

Археология Египта

 

 

саркофаг Напмена,Британия,музей,26династия

 

Археология Египта

 

 

Археология Египта

 

 

 

 

 Гробница Тутанхамона,открытие,находки

26 ноября 1922 английский египтолог Говард Картер (Howard Carter) и археолог лорд Карнарвон стали первыми, кто более чем за три тысячи лет спустился в гробницу. Все артефакты были сфотографированы, пронумерованы и описаны. - Источник: http://dlyakota.ru/29449-grobnica-tutanhamona-40-foto.html#s...

 

Археология Египта

Открытие гробницы Тутанхамона

Археология Египта

Тутанхамон (Тутанхатон) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1333 — 1323 годах до н. э., из XVIII династии, муж одной из дочерей Эхнатона — знаменитого фараона-реформатора.

Кто были его родители, точно не установлено, но скорее всего он был внуком Аменхотепа III. Его право на трон определялось его женитьбой на Анхесенпаатон (позже носившей имя Анхесенамон), дочери Эхнатона и Нефертити. К моменту смерти Эхнатона Тутанхамону было всего девять лет, поэтому он находился под сильным влиянием престарелого «Отца Бога» – Эйе, который сделался его соправителем, пережил его и стал преемником на троне. Мало известный как фараон, Тутанхамон стал знаменит благодаря сенсационному открытию в 1922 его почти не потревоженной гробницы.

В ней обнаружены тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волоc его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора.

В правление Тутанхамона Египет постепенно восстанавливал свое международное влияние, пошатнувшееся в период правления фараона-реформатора. Благодаря полководцу Хоремхебу, который позже стал последним фараоном XVIII династии, Тутанхамон укрепил позиции Египта в Эфиопиии и Сирии. Его могло ожидать блистательное будущее, но он неожиданно умер, не оставив после себя наследника-сына.

Из-за внезапной смерти фараону не успели подготовить достойную гробницу, и поэтому Тутанхамон был похоронен в скромном склепе, вход в который со временем оказался скрыт под хижинами египетских рабочих, сооружавших поблизости гробницу для фараона XX династии Рамсеса VI (ум. 1137 до н. э.). Именно благодаря этому обстоятельству гробница Тутанхамона оказалась забыта и простояла нетронутой более трех тысяч лет, пока в 1922 году ее не обнаружила британская археологическая экспедиция во главе с Говардом Картером и лордом Корнарвоном — богатейшим английским аристократом, финансировавшим раскопки.

Гробница Тутанхамона стала одним из величайших археологических открытий 20 века. Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью: только на его спеленутой мумии размещалось 143 золотых предмета, сама же мумия хранилась в трех вставленных друг в друга саркофагах, последний из которых, длиной 1,85 м, был сделан из чистого золота. Кроме того, в гробнице были найдены царский трон, украшенный рельефными изображениями, статуэтки царя и его супруги, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие, одежда и, наконец, великолепная золотая погребальная маска Тутанхамона, точно передающая черты лица молодого фараона.

При всей масштабности этой находки, ценность такого открытия, конечно, далеко превышает ценность найденного в гробнице золота: благодаря раскопкам Картера мы получили возможность убедиться в великолепии и сложности древнеегипетского погребального обряда, существенно пополнились наши представления о египетском заупокойном ритуале и масштабе государственного культа фараона. Благодаря сделанным находкам можно судить и о фантастическом уровне художественного ремесла, достигнутом в Египте.

Говард Картер, исследователь,
открывший гробницу Тутанхамона,
которая принесла ему мировую славу

Археология Египта

Говард Картер открывает наосы, окружающие саркофаг. Для их открытия потребовалось 84 дня напряженного труда

Археология Египта

Картер и Карнарвон

Археология Египта

Нетронутая печать третьего наоса, окружавшего саркофаг. Грабители не покушались на покой фараона.

Все предметы из гробницы Тутанхамона были перевезены в Каирский музей, и большинство их выставлено в двух галереях и одной изолированной комнате. В гробнице, в "Долине царей" остался каменный саркофаг и один из золотых антропоидных саркофагов с мумией фараона.

История древнеегипетского государства, образовавшегося на рубеже IV и III тысячелетий до н. э., богата событиями. Бывали времена большого культурного и политического подъема, но бывали и времена упадка. Два раза, в XXIII- XXI вв. до н. э. и в XVIII-XVI вв. до н. э. деспотическая власть фараонов распадалась, и централизованное государство приходилось создавать заново. Соответственно этому три большие эпохи египетского государства, разделенные периодами упадка, называют Древним, Средним и Новым царством. Тутанхамон принадлежал к Новому царству, к XVIII династии египетских фараонов, с которой, после изгнания гиксосов, вторгшихся в Египет в смутное время, начинается наивысший подъем египетского государства (в XVI-XIII вв. до н. э.), ставшего мировой империей древнего мира.

На всем протяжении истории Древнего Египта чувствовалась борьба царской власти с отдельными областями страны, так называемыми "номами", которые сохраняли свои особенности и располагались по Нилу, с севера на юг, образуя как бы цепочку из отдельных звеньев. Нарушение цельности этой цепочки приводило к нарушению единства государства, к потере централизации. Поэтому со времени I династии и до последней династии фараонов большое значение имел периодический праздник "сед", праздник царского престола и объединения Верхнего и Нижнего Египта. Каждый подъем царской династии был связан с войной, с захватом у соседей материальных ценностей, в первую очередь скота и золота. Военная добыча становится важнейшим фактором развития экономики Египта, значительно раздвинувшего свои границы на северо-востоке, в Передней Азии и на юге, в Нубии. Фараон Тутмос III совершил около пятнадцати походов в Сирию, Палестину и Переднюю Азию. На стене Карнакского храма он повелел поместить свою летопись, рассказывающую о походах в Палестину и Сирию, в которой подробно описано взятие города Мегиддо, семь месяцев выдерживавшего осаду египетских войск. После капитуляции города фараон отпустил по домам "на ослах" триста тридцать вождей вражеских ему племен, которые обещали быть верными египетскому государству.

Тутмос III заставил митаннийского и ассирийского царей и правителей многочисленных сирийских мелких государств признать свою власть. На стенах Карнакского храма он приказал изобразить диковинные растения и животных, вывезенных в долину Нила для акклиматизации.

На юге была окончательно подчинена Нубия, и оттуда, из рудников пустыни, расположенных между Нилом и Красным морем, доставлялось громадное количество золота. Город Фивы со времени XVIII династии приобрел особое значение как столица Египта, а бог Амон стал главным богом египетского пантеона. В фиванском некрополе, в гробнице Пуимра, царского сановника, изображено принесение иностранными князьями громадного количества золота, около 3.339 килограммов, и передача его в сокровищницу храма Амона. Египет владел путями не только на юге до Сомали, но и связывающими северо-восточную Африку с Передней Азией и Средиземноморьем (Кипр, Крит).

Преемники Тутмоса III - Аменхотеп II и Тутмос IV - продолжали военную политику, начатую фараоном XVIII династии, и значительно подняли международный престиж Египта. Возвеличивание царя раньше было тесно связано с его обожествлением, теперь же царь, кроме того, выступал как герой и силач, свершавший сверхъестественные подвиги. Именно такими были легенды о личной храбрости и силе Аменхотепа II. При нем Нубия до четвертого порога была присоединена к Египту, так же как и часть Сирии, а египетские войска вторгались в страну Митанни, господствовавшую в Передней Азии.

Во времена Аменхотепа III (1455-1419 гг. до н. э.) политика Египта по отношению к соседним странам, особенно переднеазиатским, значительно изменилась, с их правителями были установлены дипломатические отношения, и для укрепления мирных связей стали заключаться браки египетских фараонов с иноземными принцессами, которые иногда занимали даже положение главной жены. Такой, вероятно, была царица Тия; на памятных амулетах в виде жуков (скарабеев), которые служили своего рода наградой, рассказывалось об этой женщине, так же как о прибытии в Фивы митаннийской царевны.

В 1887 году в Египте (в Эль-Амарне), в развалинах одного из домов, вероятно, царской канцелярии по иностранным делам, было найдено свыше четырехсот глиняных табличек с текстами, выполненными клинописью. Таблички оказались письмами сирийских и переднеазиатских царей и князей, а на некоторых из них имелись пометки египетских писцов, указывающие, кому письма принадлежат. Эта счастливая находка, разошедшаяся по разным музеям, показывает широкие международные связи Египта.

Корреспондентами египетских фараонов были цари Вавилона, Ассирии, Митанни и Хеттского государства. Они налаживают связь со двором фараона, посылают и просят богатые подарки, пытаются установить брачные связи, сообщают опись приданого, рассказывают о событиях в их государстве. Царь Аляшии (Кипра) в своем письме просит не препятствовать торговле его купцов. Но особенно поразительны письма мелких князей Палестины и Сирии, полные подобострастия и самоуничижения. Некоторые из них начинаются словами: "Я, прах ног твоих, под сандалиями моего господина... семь и семь раз падаю ниц на землю, на грудь и спину". Понятно, что и в искусстве этих княжеств было очень сильно подражание египетскому искусству, и мы знаем, что нубийские художники создавали художественные произведения, где изображали нубийцев, подчиненных фараону, в позе связанных пленных.

В жизни Древнего Египта со вступлением на престол фараона Аменхотепа IV, сына царицы Тип, которую он часто изображал на своих рельефах, произошли важные события. Вступив в конфликт с земледельческой и военной знатью, а также с фиванским жречеством, он государственной реформе придал вид религиозной и объявил своим богом Атона - Солнце, который во всем заменил Амона. Даже имя свое Аменхотеп, связанное с именем фиванского бога, изменил на новое - Эхнатон, а столицу свою перенес на новое место (современное селение Эль-Амарна) и назвал ее Ахетатоном.

Там и был найден архив клинописных табличек, документирующий широкие связи со странами Средиземноморья и Передней Азии, которые хорошо иллюстрированы также росписями гробниц фиванского некрополя, где изображалось принесение даров сирийскими князьями, князьями Крита и Кипра и нубийцами. Такие изображения сохранились примерно в двадцати гробницах знатных придворных, преимущественно времени Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV и Аменхотепа III, где с этнографической точностью переданы лица и одежды иноземцев, а изображенные предметы находят полные аналогии в археологическом материале. Культура Египта времени Эхнатона представляет очень большой интерес. В искусстве выработался новый стиль, сочетающий изысканность с реализмом. Рельефы и росписи во дворце и в гробницах Ахетатона часто приводят сцены из придворной жизни, награждение приближенных, выезд царя, сцены семейного быта, на которых изображался фараон, его мать Тия, супруга Нефертити и царские дочери, среди них будущие царицы Меритатон и Анхесенпаатон. В развалинах скульптурной мастерской были обнаружены великолепные портретные скульптуры Эхнатона, Нефертити и дочерей, образцы утонченного реалистического искусства. Порвав с прежней военной знатью, Эхнатон и в своем войске усилил отряды иноземных наемников. Судя по росписям и рельефам, в его личную военную охрану входили, кроме египтян, негры, сирийцы и ливийцы, каждые со своим оружием и в своей национальной одежде. Но во время правления Эхнатона иноземные связи начали ослабевать, в Сирии появилось разноплеменное движение кочевников "хабири", доходящее до прибрежных сирийских городов, поднялось значение Хеттского царства. Росло недовольство и в самом Египте. На тринадцатом году правления старшая дочь Эхнатона Меритатон была выдана за наследника престола Сменхкара, который жил недолго. Его место занял также член царской семьи, побочной линии Эхнатона, Тутанхатон, который стал супругом третьей царской дочери от Нефертити - Анхесенпаатон.

Археология Египта

Говард Картер смахивает пыль с саркофага Тутанхамона.

Археология Египта

Когда Картер открыл третий саркофаг, он увидел золотую маску, закрывавшую лицо и плечи мумии царя

Фрагмент третьего золотого саркофага. Кобру Урея и сокола на короне царя украшал маленький венок.

Археология Египта

Гробница Тутанхамона состояла из передней, небольшой кладовой, примыкавшей к ее северной стене, и погребального покоя, за которым находилось еще одно помещение, условно названное археологами "сокровищницей". Грабители побывали во всех помещениях, все перерыли, навели беспорядок, многое унесли, но царское захоронение не тронули. По расположению предметов в этих четырех помещениях можно проследить погребальный ритуал, изображенный как в росписях некоторых гробниц, так и на папирусах. Предметы, которые несли в погребальной процессии, были сложены в дальней от входа комнате, в так называемой "сокровищнице".

Мумию царя и предметы погребального ритуала, так же как и людей, перевозили с восточного берега на западный на многочисленных парусных и весельных лодках. Так как их поместить в гробницу не было возможности, то они были заменены восемнадцатью точно выполненными моделями лодок. За царским катафалком несли статуи богов и погребенного, а также символы и предметы, необходимые для погребения. В дверном проеме последней комнаты стоял большой переносный ящик, покрытый листовым золотом, на котором была помещена фигура лежащего шакала - изображение бога Анубиса. Подобные ящики несли во главе погребальной процессии.

В двадцати двух запечатанных ларцах находились тридцать две большие деревянные позолоченные статуэтки богов и семь фигурок фараона. Царь изображен в коронах Верхнего и Нижнего Египта, стоящим с копьем на лодке или на леопарде.

В центре комнаты находился покрытый листовым золотом и рельефно украшенный наос, четыре стены которого охранялись четырьмя фигурками богинь с распростертыми руками. Внутри него оказался второй, алебастровый, ящик, также с фигурками этих же богинь. Он имел четыре углубленных отделения, закрытых каменными крышками с портретным изображением фараона, где помещались четыре небольшие золотые модели царского гроба, в которых хранились внутренности погребенного, вынутые при бальзамировании. Обычно для этого употреблялись каменные сосуды с крышками в виде изваяний голов "четырех сыновей бога Гора" (человека, павиана, шакала и сокола). В многочисленных деревянных ларцах было сложено 413 разнообразных фигурок, так называемых, "ушебти", которые обычно рассматриваются как магические фигурки, сопровождающие погребенного в потусторонний мир. В могиле Тутанхамона большинство фигурок великолепной работы изображали самого царя в разных коронах и головных уборах, с атрибутами царской власти. Фигурки были изготовлены из дерева, позолочены и раскрашены, а также из кварцита, алебастра, гранита и глины, покрытой синей, фиолетовой и белой поливой. На шести фигурках оказались посвятительные надписи известных чиновников Миннахта и Май. Надписи позволяют нам предположить, что "ушебти" подносились при погребении разными лицами, чем и объясняется поразительное их разнообразие. В гробницах VI династии, в Асуане, такими подношениями были сосуды с плодами, на которых выписывались имена тех, кто эти сосуды приносил. Кроме фигурок "ушебти", царский писец Май преподнес при погребении деревянную статуэтку, изображающую Тутанхамона лежащим на погребальном ложе.

У северной стены стояли шесть сундуков-ларей, печати которых были сорваны, содержимое перерыто, а некоторые драгоценные предметы, видимо, унесены.

На ящиках с "ушебти" лежали модели трех антропоидных гробиков, вложенных один в другой, с загадочным содержимым. Во втором гробике была обнаружена миниатюрная золотая статуэтка фараона Аменхотепа III, а в третьем, внутреннем, с надписью, называющей царицу Тию,- прядь женских волос. По-видимому, в погребении Тутанхамона были помещены реликвии, связанные с предками царя. Погребальная комната была украшена росписями, изображающими перевозку мумии царя, магические обряды и фигуры духов в образе обезьян, которые должны были помочь умершему в странствовании на пути к загробному слиянию с богами. Все помещение было занято огромным деревянным, покрытым листовым золотом ящиком-балдахином (5X3,3 м; высота 2,73 м), украшенным пластинками из синего фаянса. Внутри этого ящика было еще три ему подобных, также золоченых. Дверь второго из них была опечатана печатью некрополя. На их стенах, покрытых листовым золотом, помещены магические изображения, которые в гробницах фараонов XIX династии были перенесены в росписи на стенах.

После разбора этих четырех сооружений был обнаружен крупный саркофаг из кварцита прекрасной работы, с фигурами четырех богинь-охранительниц по углам, и в этом каменном саркофаге находились еще три антропоидных гроба, вставленные один в другой. Первый из них был покрыт золотым листом, украшен инкрустациями из цветного стекла и фаянса, а лицо царя и руки были отлиты из золота. В нем находился второй гроб, также покрытый золотом, но еще богаче украшенный инкрустациями фаянсом, имитировавшим яшму, лазурит и бирюзу. Царская мумия лежала в третьем гробу, целиком изготовленном из золота, с гравированными изображениями и надписями, подобными помещенным на предыдущих. В ногах изображены крылатые фигуры богинь Исиды и Нефтиды, а у пояса - рельефные изображения коршуна и змеи - богинь Нехебт и Буто.

Разборка саркофагов была затруднена тем, что при погребении они были обильно залиты благовониями, превратившимися со временем в твердую темную массу. Между саркофагами были обнаружены остатки савана и гирлянды хорошо сохранившихся цветов.

Мумия царя, лежащая в третьем антропоидном гробу, имела массивную золотую портретную маску молодого фараона, в которой сочетаются богатство, роскошь и красота. При освобождении мумии от пелен обнаружено большое число украшений и амулетов, на самой мумии было также много браслетов, колец, подвесок, представляющих собой выдающиеся произведения древнеегипетского ювелирного искусства. У пояса фараона оказались два кинжала, первый из них целиком золотой, украшенный зернью и цветной инкрустацией. Второй - из железа и имеет золотую рукоятку с навершием из горного хрусталя, также украшенную инкрустацией из цветного фаянса. Ножны кинжалов золотые, украшенные тонкой орнаментацией и сценами нападения охотничьих собак на диких быков и газелей. Между стенами ящиков и в узком проходе, оставшемся после их установки, было обнаружено много роскошных предметов, среди которых выделяются великолепные вазы из прозрачного алебастра, разной формы, часто очень сложной. В разных помещениях гробницы были найдены золотые с инкрустацией символы царской власти (пастушеский посох и бич), опахало с изображением охоты на страусов, бронзовая труба в золотой оправе, царские луки. Первая комната и примыкающая к ней небольшая кладовая были заняты предметами, перенесенными в могилу из царской сокровищницы и дворцовых кладовых. Наряду с художественной мебелью, многие образцы которой стали теперь хорошо известны как выдающиеся произведения древнеегипетского искусства, здесь находились и игральные доски, одна из них, установленная на полозья, была украшена золотом. В сундуках лежали луки со стрелами, пращи для метания камней, бумеранги. Отдельно были сложены восемь щитов, четыре из них боевые, обтянутые шкурами гепарда и антилопы, а другие четыре - церемониальные, необычной формы, украшенные сквозной резьбой и позолоченные. На двух из них фараон в образе льва и воина поражает врагов.

В гробнице Менра, одного из придворных XVIII династии, на росписи стены показаны предметы, предназначенные для помещения в его могилу. Там изображено много оружия и щиты иной, обычной формы, отличающиеся от обнаруженных в кладовой гробницы Тутанхамона.

У северной стены кладовой стояло около сорока сосудов, наполненных вином, о сортах которого мы можем судить по сохранившимся на сосудах надписям, и сто шестнадцать корзин с различными фруктами. Мясная пища была помещена в передней комнате.

Археология Египта

Рука мумии фараона, украшенная браслетами

Археология Египта

Когда археологи вошли в первую комнату гробницы, то обнаружили в ней большое количество нагроможденных друг на друга разных предметов. Напротив входа стояли три больших позолоченных ложа, украшенных головами животных. На них, под ними и около них в беспорядке лежали и стояли роскошные богато украшенные кресла, табуреты, разобранная колесница, сундуки для различной утвари и одежды, деревянные футляры с пищей. Особенно обратил на себя внимание деревянный ларец с пестрой росписью, изображающей сцены битв Тутанхамона с сирийцами и нубийцами, а также охоту на львов и газелей. Восхищение вызвало великолепное деревянное кресло, покрытое листовым золотом с инкрустацией из разноцветного стекла и фаянса. На спинке трона был изображен сидящий фараон со стоящей перед ним супругой.

Но археологов особенно интересовала и волновала замурованная стена с большим количеством оттиснутых печатей, преграждавшая путь в погребальную камеру. Около нее, с двух сторон, стояли крупные (высотой 1,92 м) статуи фараона, как бы охранявшие проход в главное помещение. По нарушенной и вновь опечатанной обмазке стены, по тому беспорядку, который царил в первом помещении, можно было заключить, что в древности в ней побывали воры, они перерыли ящики, но смогли унести с собой лишь небольшие по размеру, но весьма драгоценные предметы. Судя по печатям на заделанных проемах, попытка ограбления гробницы была совершена вскоре после похорон царя. В передней комнате оказалось так много предметов, что ее разборка заняла целый археологический сезон, а на исследование всей гробницы ушло пять лет.

Фигурки ипостасей Бога Творца (с лева на право): Татенен, Птах, Атум

Археология Египта

 

Говард Картер и инженер Артур Календер прикрепляют одну из статуй к носилкам для извлечения из гробницы. Один из местных рабочих помогает Картеру с тканью, которая будет использоваться для защиты статуи от повереждений.

Археология Египта

 

В гробнице исследователи обнаружили множество статуй. Многие из их были обернуты в льняные полотна.

26 ноября 1922 года археолог Говард Картер стоял перед замурованной стеной, преграждавшей обнаруженный им в скале коридор. Глиняная обмазка стены была сплошь покрыта оттисками печатей царского некрополя, на которых был изображен лежащий шакал и девять пленников, а также печатей с именем фараона Тутанхамона. Картер пробил в верхней части замурованного проема отверстие, просунул туда свечу и стал вглядываться в темноту. Лорд Карнарвон, на средства которого велись раскопки, с волнением спросил: "Вы что-нибудь видите?" - и получил в ответ: "Да, чудесные вещи!"

Так в своей книге описал Картер момент свершения крупнейшего события в мировой археологии - открытие гробницы Тутанхамона, фараона XVIII династии Древнего Египта. Гробницы египетских фараонов Нового царства были высечены в скалах ущелья, называемого ныне "Долиной царей", на левом берегу Нила, напротив города Луксора. На месте Луксора в древности был город Фивы, ставший во времена Нового царства столицей Египта и до сего дня сохранились, в реставрированном виде, два величественных фиванских храма: Карнакский и Луксорский, великолепные образцы древнеегипетского зодчества.

На западном берегу Нила, согласно древней традиции египтян, находились гробницы царей, цариц и знатных людей, а также храмы, среди которых выделяются храмы царицы Хатшепсут (в ущелье Дейр-эль-Бахри), Рамсеса II (Рамессеум) и Рамсеса III (Мединет-Абу). Ниже этого ряда храмов стоял храм Аменхотепа III, от него сохранились две громадные статуи фараона, так называемые "колоссы Мемнона", некогда украшавшие вход в храм. Здесь же были обнаружены и два сфинкса, перевезенные в 1832 году в Петербург и установленные на берегу Невы, у Академии художеств. В скалах предгорья располагались многочисленные гробницы приближенных к царскому двору, а выше, в мрачном и труднодоступном ущелье, "Долине царей", был устроен царский некрополь, место погребения знаменитых могущественных владык Древнего Египта.

Археология Египта

Команда исследователей гробницы Тутанхамона

Археология Египта

ревние артефакты выносят из гробницы фараона во время раскопок в Каире.

Археология Египта

Археология Египта

Говард Картер

Тщательно, метр за метром, его сотрудники обследовали «Долину царей». Всю территорию, на которой могла находиться гробница Тутанхамона, расчистили от грунта. Необследованным оказался лишь небольшой клочок земли, на котором стояли лачуги, где жили рабочие некрополя.

«Сезон проходил за сезоном, не принося результатов, — вспоминал Говард Картер. — Мы вели расколки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадёжной подавленности. Мы уже начали смиряться со своим поражением и готовились оставить Долину, чтобы попытать счастья в другом месте».

Археология Египта

Изголовье на царском ложе из первой камеры гробницы Тутанхамона.
В тот день, когда археологи приступили к сносу хижин рабочих и раскопкам последнего нерасчищенного участка территории, было сделано открытие. 3 ноября 1922 года под первой же сломанной хижиной была обнаружена высеченная в скале ступенька. Когда лестницу расчистили, на уровне двенадцатой ступеньки показался дверной проём, замурованный и запечатанный печатью. Археологи стояли на пороге тайны…

«Внезапность этой находки так ошеломила меня, а последующие месяцы были так наполнены событиями, что я едва нашёл время собраться с мыслями и всё это обдумать», — писал Картер. Он осмотрел печать: это была печать царского некрополя с изображением шакала и девяти пленных. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то высокопоставленной особы.

Дрожа от нетерпения, Картер пробил в двери отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем. Это лишний раз доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Утром 6 ноября Картер отправил Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями. До Вашего приезда всё снова засыпано. Поздравляю».

Более двух недель провёл Картер в томительном ожидании. 23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью леди Эвелин прибыл в Луксор.

24 ноября дверь была полностью расчищена. В её нижней части был обнаружен оттиск печати с ясно читаемым именем Тутанхамона. Сомнений не оставалось — это была гробница фараона.

Но радость открытия соединилась с большой тревогой: обнаружилось, что часть замурованного входа в гробницу оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. Следовательно, грабители побывали в гробнице. Но успели ли они её разорить? — вот что теперь волновало исследователей.

Расчистив галерею, археологи натолкнулись на вторую дверь, тоже опечатанную. Наступил решительный момент.

«Дрожащими руками, — вспоминает Картер, — я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин и Коллендер (египтолог, участник экспедиции. — Авт.), стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора.

Сначала я ничего не увидел. Тёплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были стройные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото! На какой-то миг — этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, — я буквально опешил от изумления.

Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: „Вы что-нибудь видите?“ Единственно, что я мог ему ответить, было: „Да, чудесные вещи“. Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоём, мы просунули внутрь электрический фонарь».

При свете фонаря из темноты возникли фантастические животные с горящими глазами, матово поблёскивающие большие статуи, массивный золотой трон, алебастровые и золотые сосуды… Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени. Словно часовые, стояли одна против другой две статуи из чёрного дерева, в широких золотых передниках, в золотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей. В темноте сияли инкрустированные белой пастой и алебастром глаза.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», — сказал Картер, когда первое волнение улеглось.

Его слова подтвердились, когда открыли дверь и луч света от сильной электрической лампы заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на матово поблёскивающих статуях, на алебастровых вазах… На пороге лежала гирлянда цветов — последняя дань усопшему.

Словно заворожённые, стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мёртвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни. Прошло немало времени, прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении не было ни саркофага, ни мумии…

 

Обойдя шаг за шагом все помещения, археологи обнаружили между статуями часовых ещё одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух», — вспоминал Картер.

27 ноября археологи обследовали дверь и убедились в том, что рядом с дверью, прямо на уровне пола, находится ход, тоже запечатанный, но позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители? Но что могло скрываться за этой дверью? И почему грабители попытались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними? Какое же неслыханное сокровище они искали, если даже спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении?

Картер и Карнарвон уже понимали, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное. Но, несмотря на сжигавшее их нетерпение, они решили действовать методично и последовательно.

Всю осень и зиму археологи планомерно расчищали гробницу и вывозили из неё находки, сделанные в первой камере. Здесь оказалось около семисот различных предметов. От пристани на Ниле прямо к гробнице Тутанхамона была проложена узкоколейная железная дорога, по которой тяжёлые ящики доставляли к специально зафрахтованному пароходу.

Расстояние было небольшое — всего полтора километра, но так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади неё разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки. Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в гробницу усопшего царя. Ещё через семь дней они были в Каире.

В пятницу, 17 февраля 1923 года, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек — учёные и члены правительства. Никто из них не подозревал, что именно суждено увидеть им через какие-нибудь два часа.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать замуровку, скрывающую вход во второе помещение. Работа была тяжёлой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть», — пишет Картер. Через десять минут он просунул в расширенное отверстие электрический фонарь.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и непонятно: перед ним была… глухая стена! И только когда отверстие ещё больше расширили, все присутствующие увидели, что это была стена из чистого золота…

То, что Картер первоначально принял за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самого огромного и дорогого в мире саркофага.

Понадобилось два часа тяжёлой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти. Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Картер вошёл в неё первым. Перед ним возвышался сверху донизу покрытый листовым золотом саркофаг размерами 5,2 x 3,35 x 2,75 м, занимавший едва ли не всё помещение. Только узкий проход, шириной около 65 см, весь заставленный погребальными приношениями, отделял её от стены.

Расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери саркофага были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой Картер отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался ещё один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт. Но на этот раз печать была цела!

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую дверь, которая вела в третье — помещение сравнительно небольшую по размерам комнату. «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы», — писал впоследствии Картер.

 

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырёх богинь-охранительниц. Их лица настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».

«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика, — писал Картер. — Я, наверное, никогда не забуду этот напряжённейший момент нашей кропотливой работы. Я разрезал верёвку, удалил драгоценную печать, отодвинул засов, открыл дверцы и… перед нами оказался четвёртый ящик. Он был точно такой же, как и остальные, но только ещё роскошнее и красивее, чем третий. Впереди снова неизвестность…

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Что скрывалось за незапечатанными дверями этого ящика? В страшном волнении я отодвинул засов. Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из жёлтого кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое сияние ящика ещё больше усиливало впечатление. По четырём углам саркофага распростёрли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь вечным сном».

84 дня понадобилось для того, чтобы убрать два верхних ящика и освободить погребальную камеру. Наконец, 3 февраля увидели царский саркофаг во всём его великолепии — высеченный из цельной жёлтой кварцитовой глыбы, 2,75 м длиной, полтора метра шириной и полтора метра высотой. Сверху он был прикрыт гранитной плитой.

В тот день, когда лебёдки начали поднимать эту плиту, вес которой составлял около 1,5 тонны, в гробнице снова собралось множество народу. «Когда плита начала подниматься, наступила мёртвая тишина. В первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмолённых полотняных бинтов. Но, когда бинты были размотаны, все увидели мёртвого фараона»…

Так показалось на первый взгляд. На свет появилась не мумия фараона, а его скульптурный портрет из золота. Золото ослепительно сверкало, и вся скульптура выглядела так, как будто её только что принесли из мастерской. В скрещённых руках фараон держал знаки царского достоинства: жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть. Синие лазуритовые полосы блестели на головной повязке царя. Лицо было сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в то же время оно было словно живое. Рядом лежал скромный венок — последнее «прости» любимому супругу от молодой вдовы…

Археологи сняли золотую крышку. Под ней оказалась вторая, изображавшая лежащего в богатом убранстве фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий гроб. В ходе этой работы её участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы. Причина этой поразительной тяжести стала ясна с первого взгляда: третий гроб длиной в 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной в три миллиметра. Трудно было даже приблизительно назвать стоимость этого сокровища.

Семь саркофагов, помещённых один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором лежала мумия фараона. Наступил последний решающий момент. Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышку гроба приподняли за золотые скобы. Перед археологами лежал Тутанхамон…

Археология Египта

Мальчик, который поставляет воду для охранников гробницы.

Он смотрит на маленькую палатку и деревянный навес, которые устанавливаются даже в январе и феврале для защиты от палящего солнца

Археология Египта

Вынос сокровищ из гробницы.

Различные части колесницы, разложенные в ячейки, транспортируются для дальнейших исследований.

Археология Египта

Картер со своим помощником заворачивает найденную статую, чтобы она не повредилась.

Археология Египта

Легендарная печать некрополя, которой была запечатана гробница Тутанхамона.

Археология Египта

Транспортировка найденных артефактов из некрополя.

Археология Египта

Археология Египта

Говард Картер (на фото слева) за работой.

Археология Египта

Золотая пряжка в виде скарабея на королевской одежде.

Археология Египта

Женская сторона гробницы Тутанхамона.

Археология Египта

Картер и рабочий вытаскивают артефакт из гробницы, 1923 год

Археология Египта

Археология Египта

Лорд Карнарвон с дочерью леди Эвелин Герберт и Г.Картер у входа в гробницу.

Археология Египта

Проклятие фараона

Когда исследователи решились открыть саркофаг, сначала их постигло разочарование: там были только просмоленные бинты. Но под бинтами оказался скульптурный портрет фараона, выполненный из золота. В этом саркофаге оказались еще два. Когда ученые вскрыли третий, они увидели саркофаг, выполненный полностью из золота. Но была и другая неожиданность: все пространство между саркофагами было заполнено странной липкой жидкостью. Поэтому исследователи задались вопросом: не повреждена ли мумия? Когда открыли золотой саркофаг, все увидели мумию. На фоне темной массы выделялась золотая маска. Эта мумия сохранилась хуже, чем те, которые были обворованы: с ограбленных мумий грабители брали все украшения, а для этого требуется снять бинты, но с мумии Тутанхамона бинты не сняты, а если отметить, что она буквально была “затоплена” маслами для бальзамирования, то становится понятна повреждённость мумии.
И вот тут начинается ряд событий, воспринимаемых многими как загадочные и мистические… В начале апреля в Луксор из Каира пришли дурные вести: Лорд Карнарвон прикован к постели необычной болезнью. Во время завтрака лорд почувствовал легкое недомогание. Температура резко поднялась, начался жар, сопровождающийся ознобом. Через несколько дней ночью Карнарвон скончался в номере каирского отеля … Одновременно с этим в Каире по неизвестным причинам погас свет. Также в это же время далеко в Лондоне внезапно завыла и умерла любимая собака лорда.

Спустя несколько месяцев умерли еще два человека, причастных к раскопкам, – Артур К. Мейс и Джордж Джей-Голд. Мейс помогал Картеру и Карнарвону вскрывать гробницу. Джей-Голд был приятелем Карнарвона. После смерти лорда он приехал в Египет и, обследовав до мельчайшей трещинки последнее пристанище Тутанхамона, скончался к вечеру следующего дня.
Тайна смерти Карнарвона привлекала многих. Одним из них оказался английский промышленник Джоэл Вульф. Прибыв в Долину Царей он буквально вырвал у Картера разрешение осмотреть гробницу. Вульф пробыл там долго, а вернувшись домой умер. Симптомы были все те же: жар, озноб, беспамятство.
Погиб рентгенолог Арчибальд Дуглас Рейд, делавший рентгеновские снимки мумии Тутанхамона. Едва приехав домой он испытывает слабость, головокружение и умирает.
В 1929 году скончалась вдова леди Карнарвон. Смерть наступила от неизвестной болезни, перенесенной москитом. Через несколько дней погиб молодой, не жаловавшийся на здоровье Ричард Бателл – отказало сердце. После этого в Каире умерли брат Карнарвона и ухаживавшая за ним сиделка. Говард Картер, пожалуй, единственный, кого не постигло «проклятие фараона». Он умер в 1939 году естественной смертью.

Многие ученые давали разные объяснения «проклятию фараона». Одним из них является версия о «неизвестной болезни», выпущенной наружу Карнарвоном и Картером. В 1962 году медик-биолог Каирского университета Эззеддин Таха собрал пресс-конференцию, на которой изложил суть своего открытия. В течение нескольких месяцев Таха наблюдал за археологами и сотрудниками музея в Каире. Он обнаружил у них грибок, поражающий дыхательные пути, и обитающий в древних склепах и гробницах. Эта идея могла бы найти продолжение, если бы не его внезапная смерть… в автомобильной аварии посреди пустыни при странных обстоятельствах.
Все эти и многие другие факты натолкнули некоторых энтузиастов на мысль, не было ли «проклятие фараона» фальсификацией. Ведь к 1917 году в Долине Царей уже долго не находили ничего интересного. Поэтому не удивительно, что Картер легко получил право на раскопки. Однако, как опытный ученый-археолог, он понимал, что рассчитывать на серьезные находки не приходится. Вероятно, в самом начале раскопок он натыкается на малоинтересную пустую гробницу (возможно ранее уже обследованную другими экспедициями и впоследствии засыпанную). И тут рождается идея сделать из нее «находку века». Он сообщил свою идею Египетскому правительству и, видимо, получил согласие. Пока Картер перепахивал Долину Царей «в поисках гробницы царя Тута», рабочие подготавливали гробницу к «крупнейшему археологическому открытию», маскируя свою работу под следы древних грабителей, египетские мастера-подпольщики изготавливали «древние» произведения искусства. К концу 1922 года «гробница» была заполнена, и Картер, заменив почти весь состав экспедиции, приехал на то же место, которое он исследовал 6 лет назад и быстро нашел гробницу. Видимо лорд Карнарвон и другие будущие «жертвы» начали подозревать, что что-то здесь не так, и ихбыстро настигло.

Крышка ларца, оформленная в виде картуша с надписью «Тут-анх-амун Правитель Южного Гелиополиса».
  «проклятие фараона».

Археология Египта

Облик Тутанхамона

«Сложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами», — вспоминал Картер. Он увидел «…благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с чётко очерченными губами». Оказалось, что Тутанхамон был небольшого роста и хилого сложения; в момент смерти ему было около 18–19 лет.

Мумию украшало просто невероятное количество драгоценностей. Лицо покрывала маска из кованого золота с портретными чертами фараона. Под каждым слоем бинтов обнаруживались всё новые и новые сокровища. Фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями!

Но ещё бо́льшие сокровища были найдены в гробнице Тутанхамона. Здесь находились бесчисленные предметы материальной и духовной культуры древних египтян, и каждый из них мог послужить достаточным вознаграждением за зиму тяжёлых археологических раскопок. Более того, египетское искусство целой эпохи было представлено здесь в таком многообразии и такими совершенными образцами, что Картеру было достаточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведёт к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

Археология Египта

 Вещи из гробницы

Археология Египта

Археология Египта

26 ноября 1922 английский египтолог Говард Картер (Howard Carter) и археолог лорд Карнарвон стали первыми, кто более чем за три тысячи лет спустился в гробницу. Все артефакты были сфотографированы, пронумерованы и описаны. -

Археология Египта

Археология Египта

 

 Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Одна из двух статуй Ка фараона Тутанхамона

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

 

Археология Египта

 

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Сама гробница

 Археология Египта

Резной табурет



Табурет из дерева, выкрашенный в белый цвет, с позолоченными деталями (львиные лапы, которыми заканчиваются ножки, шляпки гвоздей, скрепляющих отдельные части). Четыре стороны табурета украшены прорезной позолоченной резьбой, передающей символ объединения южного и северного Египта. Слева - сложный узор из лилий, справа - из стеблей и листьев папируса, гирлянды которых связаны в центре, где помещен иероглифический знак "объединение". Табурет найден в передней комнате.

Археология Египта

Складной стул



В передней комнате, между вторым и третьим ложем стоял замечательный складной стул. Сидение из черного дерева с инкрустацией слоновой костью имитирует звериную шкуру. Ножки стула заканчиваются утиными головками, отдельные части стула покрыты листовым золотом. Такие складные стулья встречались в древнем Египте часто. Близкая аналогия имеется в росписи фиванской гробницы наместника Нубии при Тутанхамоне Амен-хотпе-Хеви, в которой стул помещен среди даров, привезенных из Нубии местным князем Хеканофром.

Археология Египта

Игральная доска-столик



В кладовой гробницы Тутанхамона было обнаружено несколько игральных досок с десятью фигурками из слоновой кости и двумя игральными костями ("альчиками") каждая. На доске тридцать клеток (три ряда по десять) или два ряда по двенадцать с одним рядом в три клетки. Наиболее роскошная доска представляет собою столик из черного дерева с выдвижными ящиками для хранения фигур (фигуры, вероятно золотые и серебряные, не сохранились). Вокруг ящиков и на боковой поверхности доски-столика помещена надпись, содержащая титулы фараона. На верхней поверхности столика три ряда клеток, по десять в каждом, поля выложены пластинками из слоновой кости. На оборотной стороне - доска с иным количеством клеток.
Столик имеет подставку с ножками в виде львиных лап, установленную на салазки. Надпись, подставки под лапами-ножками и части лап позолочены накладным золотом.

Археология Египта

Ларец с инкрустацией из слоновой кости



В углу кладовой в сильно поврежденном виде был найден деревянный ларец обычной для Египта формы - ящика, крышка которого имеет вид наоса. На фасаде и на передней части крышки две кнопки для опечатывания. Ларец богато украшен слоновой костью с резьбой, заполненной разными красками. На крышке воспроизведена сцена: в парковой беседке стоят молодой фараон и его супруга с большим букетом цветом. Над фигурами помещены короткие надписи, указывающие их титулы и имена. Внизу изображены две служанки, собирающие цветы и плоды.
На передней стенке ларца - сцена охоты на уток в саду у пруда. Молодой царь, сидя на троне, стреляет уток и рыб, у его ног расположилась супруга, подающая стрелы. Внизу небольшая согнутая фигурка слуги, подносящего убитую рыбу и птицу. Под левой рукой царя и справа от головы царицы надписи: "Владыка сияний Тутанхамон, подобный Богу Ра, владыка земли (!) Небхепрура, возлюбленный богом Птахом, владыкой Правды, дающий жизнь подобно Ра" и "Царская жена великая, владычица двух земель Анхесенамон, да живет она..." Надпись по качеству исполнения не соответствует мастерству художника и содержит ошибку: "владыка земли" вместо "владыка двух земель".
Боковые стенки ларца украшены пестрым фризом из бегущих животных и собак, нападающих на газелей и быков. Внизу кусты в виде арок, вверху орнамент, аналогичный орнаменту алебастрового ларца. Уже обращалось внимание на то, что пестрый фриз напоминает памятники искусства Эгейского мира. Учитывая качество надписи, где плохо выполнено имя фараона и имеется ошибка в титуле, можно заключить, что ларец является иноземной работой.

Археология Египта

Деревянный комод



К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. На табличке, прикрепленной к сломанному комоду этого же типа, значилось, что в нем хранилась тонкая одежда царя. Крышка откидывается назад на бронзовых петлях. На крышке и передней стенке две кнопки (округлые ручки), обтянутые золотым листком. В средней части комода по всем четырем стенкам прорезан фриз из чередующихся черных знаков "жизнь" и золоченых "сила", установленных на знаках "неб" (владыка). По периметру всех сторон над прорезным фризом помещена длинная позолоченная надпись, содержащая титулатуру Тутанхамона.

Археология Египта

Деревянные фигурки, изображающие царя



В эпоху Среднего царства в могилу клались деревянные фигурки земледельцев, ремесленников и целые группы, составленные из таких фигурок. По религиозным представлениям, они должны были в потустороннем мире выполнять работы за своего хозяина. В Новом царстве такие фигурки, изображавшие живых людей, были заменены магическими фигурками в виде мумии покойного с орудиями труда в руках. В могилу полагалось помещать эти фигурки, называвшиеся "ушебти" ("ответчики"), по количеству дней в году. На них выписывался текст из "Книги мертвых", состоящий из заклинаний, необходимых душе покойного при странствовании к полям "налу" (древнеегипетскому раю).
Большое разнообразие фигурок и надписей на них позволяет думать, что ушебти приносились во время погребения разными лицами. В могиле Тутанхамона, во многих опечатанных ящиках, их оказалось 413 штук, очень разнообразных по форме и качеству выполнения. Большая группа фигурок изображает царя в коронах Верхнего и Нижнего Египта, в парадном платке или же в обыденном парике. В руки этих фигурок часто вкладывались символы царской власти (и вместе с тем символы бога Осириса)-скипетр и плеть; мелкие модели орудий труда и корзин лежали отдельно (1866 штук).

 Археология Египта

Символы царской власти - посох и бич



В ларцах, находившихся в "сокровищнице", было найдено много ювелирных изделий и предметов из драгоценных металлов. К их числу принадлежат символы царской власти: массивный короткий посох с сильно загнутой крючком верхней частью (хекет) и бич с тремя концами (нехеху). Эти символы власти ведут свое происхождение с глубокой древности, когда основным видом хозяйства в IV тысячелетии до н. э. было скотоводство и вождь богатого скотоводческого племени становился вождем союза племен. Поэтому посох пастуха мелкого рогатого скота в египетской иероглифике означает также "правителя", "царя".
Менее ясен второй атрибут. Его иногда считают инструментом для сбора ладана, бытующим у кочевых племен, но, вероятнее всего, он представляет собою сильно стилизованный, подобно посоху, бич пастуха. Стержни жезла-посоха и бича изготовлены из бронзы, на них поочередно надевались ободки листового золота и цветной темно-синей смальты. На нижней части посоха в картуше с уреями по бокам написано имя Небхепрура. На биче изображены два картуша, причем царское имя в них сохраняет еще старую форму "Тутанхатон".

Археология Египта

Трость с золотой статуэткой молодого Тутанхамона



В погребальной камере, между внешними ящиками саркофагов были обнаружены заботливо сложенные, частью завернутые в ткани, многочисленные булавы, жезлы и луки. Среди них выделялись две трости, одна золотая, другая серебряная, увенчанные небольшой статуэткой, изображающей молодого Тутанхамона в парадном шлеме.
Стержни представляют собою бронзовые трубки, покрытые золотым или серебряным листком. Фигурки массивные. Здесь представлен золотой экземпляр.

 

Археология Египта

Золотые серьги



Золотьге серьги в виде утки с распростертыми крыльями, украшенные различными полудрагоценными камнями и цветной смальтой в технике перегородчатой эмали.
Нижняя часть подвески состоит из пяти низок мелких бус, заканчивающихся фигурками уреев, и четырех низок крупных бус с подвесками в форме капель. Застежка в верхней части в виде запонок имеет два диска. На одном изображен фараон и два урея. Найдены в "сокровищнице" в деревянной шкатулке, имеющей форму картуша.

Археология Египта

Золотой браслет со скарабеем



Золотой детский браслет, раскрывающийся при помощи шарниров, с крупной фигуркой скарабея из лазурита на золотой основе. По краям инкрустация из золотых, лазуритовых, сердоликовых и бирюзовых бус. Трапециевидные поля у шарниров заняты изображениями плодов мандрагоры из кварцита и сердолика. Найден в "сокровищнице" в деревянной шкатулке вместе с серьгами. На шкатулке была надпись: "Золотые украшения для шествия...".

 

Археология Египта

Золотой воротник, изображающим богиню Нехебт



На мумии Тутанхамона, покрывая грудь и плечи, лежал золотой воротник в виде фигуры богини Нехебт - грифа с распростертыми крыльями. Туловище грифа монолитное, украшенное разнецветной смальтой, глаза и клюв инкрустированы обсидианом. В лапах знаки венчости. Птица-гриф связывалась также в иероглифике со знаком "мать".
Распростертые крылья составлены из 256 золотых пластинок, инкрустированных пестрой смальтой и соединенных нитью через небольшие петельки. Пластинки расположены в несколько рядов, разделенных золотыми бусинками.
Этот роскошный воротник имел магическое защитное значение. Противовес в виде цветка также инкрустирован разноцветной смальтой.

Археология Египта

Золотой воротник с двумя головами соколов на концах



Золотой широкий воротник из одной пластины, разделен на шесть орнаментальных полос. В верхней его части две небольшие головки соколов, к которым присоединены проволочки противовеса в форме цветка.

Археология Египта

Ожерелье из золота и драгоценных камней со сценами, изображающими фараона в компании древнеегипетских богов. (Andreas F. Voegelin)

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

 Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

Археология Египта

А вот и сама парадная колесница царя. Она была слишком велика, чтобы её можно было целиком внести в гробницу, и потому её, как и три других колесницы, распилили. В нижней части её кузов украшен вырезанными из дерева головами уродливого бога Беса. Головы позолочены, во рту виден ярко-красный язык, тёмно-красные глаза обведены полосами из фиолетовой пасты. На голове бога тиара из нежно-голубых и тёмно-фиолетовых перьев.

наружи колесница украшена рельефным орнаментом, состоящим из растительного узора и спиралей. На внутренней стороне колесницы помещено изображение фараона в образе сфинкса, наступающего на пленных ливийцев, негров и азиатов. Очень выразительны лицо пожилого ливийца со своеобразной, украшенной перьями причёской, курчавая голова негра и суровый профиль сирийца. И столь же типичны изображённые на посохе фараона азиат из слоновой кости и негр из чёрного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта.

 

На спинке кедрового кресла, покрытого ажурной резьбой, изображена эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками. А вот — символы загробного мира: позолоченная голова священной коровы и змеиное божество. Вот позолоченные статуэтки богинь-охранительниц… Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу… Парадное оружие фараона — кинжалы, мечи, копья, украшенные золотом… Браслеты, перстни, нагрудные украшения… И ещё многие и многие художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и искусстве древних египтян: сундуки и ларцы, наполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, амулеты, скарабеи — изображения священного жука.   

«Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен», — сказал Говард Картер. Но даже если этого незначительного правителя похоронили с такой роскошью, то какие сокровища находились в гробницах великих фараонов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II? Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер было больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона. Но всем этим колоссальным богатствам суждено было на протяжении веков попасть в руки грабителей.
Жертвы проклятия:

Археология Египта

 

Археология Египта

Археология Египта

 

 


Мумия матери Тутанхамона, чье имя пока неизвестно, которая была родной сестрой своего мужа Эхнатона. Другой, главной, женой Эхнатона была Нефертити, происхождение которой пока точно не установлено. Каирский музей, 2010 год

Археология Египта

Один из двух мумифицированных трупов детей, которые, судя по всему, были мертворожденными детьми Тутанхамона. 2008 год

Археология Египта


Мумия Тутанхамона в его гробнице в Долине царей, 4 ноября 2007 года

Археология Египта

Колесница фараона

 Археология Египта

Археология Египта

 

Картина дня

наверх