На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Древняя Азия

40 подписчиков

Древняя Камбоджа

В Камбодже найдено погребение "амазонок"

Женский скелет из Пхум Снай.

Японская археологическая экспедиция обнаружила на северо-западе Камбоджи пять скелетов женщин, захороненных вместе с воинским инвентарем - железными и бронзовыми мечами, предметами, похожими на шлемы. По мнению главы экспедиции Йошинори Ясуды, эти женщины были воительницами и играли важную роль в обществе.

Ученого цитирует агентство France Presse.

Ясуда отмечает, что находки мечей рядом с женщинами очень редки, но одновременно напоминает, что женщины традиционно играли главную роль в обществах, живших рыбной ловлей или возделыванием риса. "Слабость женщин и необходимость защищать их - это европейская идея", - утверждает ученый.

Человеческие останки, найденные в районе Пхум Снай (Phum Snay), датируются I-V веками нашей эры. В общей сложности археологи выявили 35 скелетов в пяти погребениях. Женские останки сохранились хорошо: их нашли в особо значимых местах захоронений.

Размер святилищ Бантеай Срей очень невелик; длина главного равна всего 10 м. Небольшие размеры храмовых строений были отчасти связаны с тем, что кхмеры не знали настоящего свода, а применявшийся ими с 9 в. безраспорный ложный ступенчатый свод, получаемый свесом внутрь рядов кладки двух противоположных стен, не позволял перекрывать большие пространства (максимальный пролет — около б м — был достигнут лишь в 12 в.). Изнутри свод не был виден и закрывался плоским деревянным потолком.

Центральные святилища помещены на обшей террасе с четко обработанными профилями. Более высокое по сравнению с самим святилищем верхнее строение снаружи сильно расчленено, благодаря чему на его поверхности создается богатая живописная игра светотени, но элементы конструкции и декора в архитектонике покрытия сочетаются так гармонично, что они не нарушают общей

стройности зданий.

Храмы Камбоджи

Ангкор Ват. План.

К 12 веку относится создание одного из самых выдающихся произведений монументальной архитектуры Камбоджи — замечательного памятника феодальной эпохи храма Ангкор Вата. В древности этот храм назывался Врах Вишнулока, получив свое современное название в 19 в.

 

Храм Байон. Верхняя часть

Центральный храм этого периода Байон (12 —13 вв.), отличающийся фантастичностью облика, очень сильно пострадал. Окруженный двумя концентрическими галлереями, поднимается центральный массив с десятками башен и башенок, которые вверху все имели по четыре лика. Он производит впечатление не столько архитектурного строения, сколько гигантской сплошь покрытой изваяниями какой-то одухотворенной каменной массы, откуда сверху со всех сторон смотрят лики с величественной, благостной, загадочной улыбкой.

В архитектурном отношении, как уже отмечалось выше, композиция и планировка страдают некоторым отсутствием той классической ясности, которая так отличала стиль Ангкор Вата. Дворы внутри второй, опоясывающей центральный массив галлереи Байона имеют колодцеобразный характер, и человек, находящийся в них, подавлен высящимися кругом стенами, покрытыми рельефами, и вздымающимися башнями святилищ, украшенными гигантскими ликами. Хотя в целом планировка Байона логична, все же заметна определенная тенденция к господству архитектурной массы над пространством, нарушающая прежнее равновесие и гармонию. Богатейшая «лепка» архитектурных объемов, органический синтез скульптурно-декоративных форм со структурными деталями, сочетание разнообразнейших членений, уступов и обломов с пластическими формами ликов на башнях создает необыкновенно сложную игру света и тени на поверхностях зданий ансамбля. Некоторые исследователи не совсем удачно определяли этот стиль в истории кхмерской архитектуры как «романтический». Во всяком случае, этот стиль свидетельствует о начавшихся серьезных изменениях в развитии искусства Камбоджи, быть может, предвещавших его будущий упадок.

Внутри концентрических галлерей находятся непрерывные барельефные сцены, причем во внешней галлерее — сюжеты главным образом бытовые или повествующие об исторических событиях, а во внутренней галлерее они посвящены эпосу и легендам. В отличие от рельефов галлерей Ангкор Вата здесь меньше гра-фичности. Хотя деление композиции на горизонтальные пояса стало более отчетливым, в изображениях Байона больше лепки, рельеф выше; в нем меньшую роль играет виртуозный контур, характеризующий рисунок фигур и аксессуаров в Апг-кор Вате. Вместе с тем в Байоне целый ряд деталей и множество изображенных сцен, отдельных фигур — и не только людей, но и животных, птиц, рыб — псе подчас отличается большой реалистичностью наблюдений, огромным разнообразием. В изображениях — сцены на рынке, рождения ребенка, рыбной ловли, прогулки на реке — всюду чувствуется жизнь. Вперемежку изображены батальные сцены на суше и на воде, подвоз войскам провианта, боевые слоны, бегство побежденных тямов, торжественное шествие победоносных войск в освобожденной столице. Встречаются и сцены придворной жизни; наконец, передаются мифологические сцены: Равана, сотрясающий священную гору, и др.

Образцом круглой скульптуры этого времени может служить статуя, происходящая из Байона. У нее то же выражение отрешенности и благостная загадочная улыбка, отличающая «лики» храмов Байона.

 

«Слоновая терраса» в Ангкор Томе. Фрагмент рельефа. Конец 12 в.

 

Апсара. Фрагмент рельефа Ангкор Вата

 

Ангкор Ват. Портал

Входной портик, тянущийся на сотни метров, расположен с западной стороны. К центральному массиву от него ведут эспланады. Наружная галлерея храма украшена на всем протяжении рельефными изображениями сцен, взятых из виш-нуистских легенд. Между наружной и средней галлереями расположена крестообразная в плане входная часть с четырьмя открытыми двориками. На двор следующего этажа, поднятого на 7 м., к входным порталам ведут крутые лестницы. Диор окружен галлереей с башнями, расположенными по ее углам. В середине Этого двора находится верхняя платформа, окруженная третьей, внутренней галлереей. На нее ведут двенадцать лестниц, по одной в середине каждой стороны и по две у каждого угла. Четыре угловые башни-святилища верхней части храма вместе с центральной, самой высокой башней соединены с галлереей верхней платформы крытыми переходами, образующими в плане крест. Центральная башня возвышается над уровнем земли приблизительно на 65 м.

 

Скульптура Камбоджи

Апсара. Скульптура в Бантеай Срей. Фрагмент. 10 в.

 

Баконг. Башня. 9 в.

В среде высшей правящей прослойки Камбоджи были распространены представления, согласно которым придавалось очень большое значение соотношению макрокосма, то есть вселенной, с различными формами микрокосма, то есть государством, городом, зданием, человеком. Камбоджа, как и Китай, считалась «царством середины» вселенной, а столица — се центром. На пересечении диагоналей столиц воздвигался главный «храм-гора» с символом Девараджи посередине, который, таким образом, отмечал ось мироздания. Понятно, что согласно такому представлению храм старались делать как можно более величественным. Этому содействовало и то, что храмовый кумир считался действительно одухотворенным богом, живым — и только неподвижным. Для основателя было важно самое присутствие божества, но не присутствие масс верующих. Если кумир не «жив», он не мог служить предметом культа. Одним из следствий этого был тот факт, что внутренность святилищ самых грандиозных храмов была поразительно мала — сюда паства не допускалась.

В этот период начинает определяться зрелый тип храмового ансамбля в феодальной Камбодже. С 10 в. изолированные прежде прасаты начали иногда окружаться узкими длинными зданиями, образующими вокруг них один или дна концентрических прямоугольника. Позже эти постройки в некоторых случаях приняли форму замкнутых четырехугольных галлерей, также иногда расположенных в несколько концентрических рядов; по их углам возвышаются башни. Храмовый ансамбль замыкался концентрическими оградами с величественными декоративными воротами, в поздних больших храмах принимавшими вид грандиозных тройных павильонов.

Большие композиционные задачи были впервые поставлены в последней четверти 9 в. в архитектуре древней столицы Харихаралаи. Здесь в 879 г. были закончены шесть кирпичных прасатов храма Прах Ко, расположенных по три в ряд и поднятых на общем фундаменте.

Почти рядом с Прах Ко в 881 г. был завершен первый большой «храм-гора» Баконг, наружная ограда которого охватывала прямоугольник размером 900 X 700 м. Между внутренней и наружной оградой — ров шириной 60 м, с востока и запада пересекаемый широкими дамбами. Посередине — ступенчатая пирамида из латерита, облицованного песчаником, с площадью основания 3000 кв. м Высота уступов уменьшается снизу вверх, а платформы делаются менее широкими, так что пирамида кажется выше, чем она есть на самом деле. Святилище, помещавшееся на верхней платформе, в настоящее время не сохранилось. Пирамида окружена восемью кирпичными башнями — прасатами, украшенными скульптурами в штукатурке и камне. В ансамбль входили многочисленные другие постройки, в настоящее время почти полностью разрушенные.

Портал «библиотеки» в Бантеай Срей. 967г.

 

Картина дня

наверх