На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Древняя Азия

40 подписчиков

Киммерийцы

 

 

2-урна из Венгрии

Киммерийский орнамент

 

 

 

оружие киммерийцев

 

 

 

Вещи из гробницы № 2 в кургане Высокая могила:
1 - бляха; 2 — кинжал; 3 — обойма от ножен кинжала; 4 — точильный брусок; 5 — сосуд; 6 — застежка.
1, 3 — золото; 2— железо; 4 — камень; 5 —глина;
6 — кость.

Вещи из гробницы № 5 в кургане Высокая могила:
1 — кинжал; 2 —точильный брусок; 3 — височное кольцо; 4—6 — обивки от деревянного сосуда; 7—нож;
8 — удила; 9 — сосуд; 10 — фрагмент штукатурки от стен гробницы; 11 — застежка. 1, 1, 8 — бронза;
2, 2 — камень; 3—6 — золото, 9—10 — глина.

8, Сосуд в обломках.
9. Бронзовые удила.
10. Колчанный набор (рис. 7) наконечников стрел.

11. Застежка.

 

Сосуд с высоким сужающимся горлом, округлым корпусом и небольшим плоским
дном, лощеный, серовато-коричневого цвета. Украшен по плечикам широким поясом резного орнамента со следами бывшей белой инкрустации. По поясу идет лента гладкого зигзага, по нижнему краю — низкие свисающие треугольники. Высота сосуда 37 см, диаметр венчика 13,5 см, диаметр корпуса 33 см, диаметр дна 10,5 см. Застежка алебастровая, с тремя поперечными желобками. Бронзовые удила похожи на обычные двукольчатые, с дополнительными звеньями для повода. В отличие от удил новочеркасского типа, у них вместо вторых
кольчатых отверстии находятся короткие массивные стержни с парой отверстий для прикрепления к ним псалиев, которые не сохранились, так как были или деревянными, или роговыми. Колчанный набор состоял из 38 втульчатых наконечников стрел, 11 из которых — бронзовые, с короткой выступающей втулкой и плоской ромбической головкой (рис. 7, 1—11), 13 таких же наконечников, но с килевидными головками (рис. 7, 12—24) и 14 костяных наконечников стрел, из числа которых 12 наконечников имеют глубокие треугольные вырезы в основании (рис. 7, 25—36), а два — миниатюрных, круглой пулевидной формы

Колчанный набор наконечников стрел из гробницы № 5 в кургане Высокая могила:
1—24 — бронзовые наконечники; 25—38 — костяные наконечники; 39 — часть древка бронзового наконечника стрелы.

Комплексы из курганов Стенного Подонья и Поволжья:
1 — план погребения; 2 — наконечник стрелы; 3 — застежка; 4 — предмет неопределенного назначения;
5 — обломок ножа (с. Васильевка); 6 — план погребения, 7 — сосуд (с. Бережновка); 8 — точильный брусок (Верхнепогромное); 9 — план погребения; 10 — сосуд (Веселая Долина); 11 — боевой топор; 12 — наконечник стрелы; 13 — план погребения (хут. Верхнеподпольный). 2—4 — кость; 5 — железо; 7, 10 — глина; 8, 11 — камень; 12 — бронза.

8. с. Березки Новоаненского р-на Молдавской ССР. В разрушенном в 1960 г. кургане бронзового века краеведом колхозником Л. М. Кравец была обнаружена впускная могила со стенами, обшитыми деревом, четырьмя столбами и деревянным перекрытием. В ней находился скелет в скорченном положении, головой на запад. При нем оказался цельножелезный кинжал хорошей сохранности (рис. 3, 7) с грибовидным навершием, плоской рукоятью, коротким перекрестием, образованным острыми треугольными выступами и постепенно сужающимся к острию линзовидным в разрезе клинком. Длина кинжала 42 см, длина клинка 29,5 см, ширина клинка 2 см [91].

9. с. Благодаровка бывш. Бузулукского уезда Самарской губ. В кургане кладоискатели в 1891 г. (?) нашли бронзовые удила с двукольчатыми концами (рис. 3, 1), которые ныне хранятся в ГИМс [138, с. 77, рис. 43, 5].

10. Станица Букановская Воронежской обл. В. Н Гуляев о ходе работ Воронежской Лесостепном экспедиции Института археологии АН СССР раскопал курган № 1, в котором открыто впускное погребение № 2, отнесенное исследователем к раннескифскому времени. Захоронение нарушенное, находилось в центре кургана на глубине 1,75 м от поверхности. Судя по остаткам, скелет лежал вытянуто, головой на юго-запад. При нем находился узкогорлый залощенный темносерый сосуд с яйцевидным корпусом и малым дном (рис. 3, 5). Высота сосуда 38 см, диаметр венчика 14 см, диаметр корпуса 25 см, диаметр дна 10 см [В. 11. Гуляев. Отчет о работе Воронежской лесостепной экспедиции.— Архив ПА АН СССР, стр, 48, табл XIII, 1, 3].

11. с. Васильевна Старобешевского р-на Донецкой обл. Азовский отряд Севсрскодонецкой экспедиции Института археологии АН УССР при раскопках кургана № I V с. Васильевка в 1972 г обнаружил впускное погребение (№ 25) позднейшего предскифского времени (рис. 10, 1—5). Глубина могилы 2,55 м, длина 1,8 и, ширина 1 м. В ней на 15 см выше дна — деревянное перекрытие поперечными плахами. Скелет взрослого человека лежал вытянуто с протянутыми вдоль тела руками, головой па запад. При нем были следующие предметы:
1. Между локтем правой руки и грудной клеткой находилась желтая масса (остатки напутственной пищи?), при которой был сильно окислившийся железный нож
2. Рядом лежал костяной четырехгранный втульчатый наконечник стрелы.
3. У поясницы справа находилось костяное стержневидное орудие с муфтообразным кольцом по ободку и короткой втулкой. Длина поделки 6,3 см, диаметр втулки 2 см.
4. На той же линии, но с левой стороны скелета находилась костяная застежка с тремя поперечными желобками. Длина ее 3,2 см, ширина 1 см [117].

Костяные псалии и бляшки от узды из кургшы у с. Веселая Долине.

Погребения и находки из степной полосы Восточной Европы:
1 — план погребения № 2 в кургане № 1 у хут. Веселый; 2 — план погребения № 6 кургана № 3 у хут. Веселый; 3 — сосуд из погребения N° 1 кургана № I у хут. Веселый; 4 — кинжал (Демкино); 5 — меч (Гербино); 6 — бляшка; 7—височное кольцо; 8 — браслет;
9 — пронизь: 10 — сосуд (Волошское). 3, 10 — глина; 4 — бронза н железо; 5—9 — бронза.

 

Кубки и кубковидные сосуды из курганов Степного Поднепровья и Поднестровья:
1 — Пивдение; 2 — Огородное; 3 — Вольногрушевское; 4 — Кут; 5 — погребение № 2 кургана № 40 у с. Софиевка, б — Привольное; 7 — Маякн; 8 — Терновое; 9 — курган № 97 у с. Парканы.

Комплексы из курганов на Керченском полуострове и степной полосы Восточной Европы:
1 — план захоронения; 3 — точильный брусок (погребение № 6 кургана № 4 у с. Зеленый Яр); 2 —план захоронения; 4 — боевой молоток (погребение № 1 кургана № 5 у с. Зеленый Яр); 5 — боевой молоток (курган на Днепрострое); 6 — кубок; 7 — нож; 8 — план захоронения (г. Днспрорудный); У—13 — уздечные принадлежности (хут. Жирноклеевский). 3—5 — камень;
б —глина; 7 — бронза; 9—13 — кость.

1. Бронзовые удила с двукольчатыми концами, поступившие от И. Ф. Жевахова [72, с. 41, № 846; 58, с. 67].
2. Бронзовый трехпетельчатый псалий с концом в виде лопасти [58, с. 68].
3. В Екатеринославский музей поступили от И. Ф. Жевахова бронзовые удила со стремечковидными концами, в которых есть дополнительные отверстия

Основные предметы из Зольного кургана близ г. Симферополя:
1, 2 — удила и псалий; 3—12— принадлежности от узды; 13—22 — наконечники стрел; 23 — точильный брусок; 24 — меч; 25 — план захоронения. 1, 2; 15—19 — бронза; 3—8; 10—14 — коcть; 9 — железо и кость; 20— 22, 24 — железо.

Находки из кургана у с. Львово:
1 височные кольца; 2—кубок. 1 — бронза и золото; 2 — глина

 

Комплекс из погребения № 2 кургана № 5 у с. Суворово:
1—2 — план и разрез могилы; 3 — сосуд; 4 — точильный брусок; 5 — рукоять кинжала; 6 — лунница. 3 — глина; 4 — камень; 5 — бронза и железо; 6 — бронза.

 

котел

Киммерийские стрелы, удила и псалии. VIII-VII вв. до н.э.

Зольный курган. Крым

Самоквасов Д.Я.

Одним из первых, кто попытался определить киммерийский период в древней истории нашей страны, был известный археолог Самоквасов Д.Я. В вышедшем в 1892 г. в Варшаве труде под названием «Основания хрогологической классификации древностей Европейской России» он выделил наиболее ранние древние погребения, сопровождавшиеся каменными и бронзовыми орудиями, и отнес их к эпохе, которую назвал киммерийской. Ученый признал эту эпоху временем, предшествующим вторжению основной массы скифов в Северное Причерноморье, в соответствие с тем, как оно было освещено в историческом придании у греческого историка V в. до н.э. Геродота. Распространение железа в наших степях Самоквасов Д.Я. непосредственно связывал с приходом скифов. «Могильники киммерийской поры, - писал он, - отличаются от могильников последующих исторических эпох главным образом тем, что не содержат в себе оружия и орудий домашнего быта из глины, кости, камня, меди; могильники этой эпохи относятся к тому времени, когда древнейшим обитателям Русской земли еще неизвестно было употребление железа на человеческие нужды». В работе «Могилы Русской земли» (Москва, 1908 г.) ученые выделили киммерийскую, а также следующие за ней скифскую, сарматскую и другие исторические эпохи. Он считал, что этническая атрибуция известных ему археологических памятников должна явиться дальнейшей задачей науки. В начале ХХ века большинство археологов обычно относило к киммерийским все захоронения бронзового века со скрюченными костяками, найденные в курганах на юге Российской империи.

В 1901 и 1903 гг. археологом Городцовым В.А. были осуществлены массовые раскопки курганов в Екатеринославской и Харьковской губерниях. Выделив древнеямную, катакомбную и срубную культуры, достаточно прочно обосновав их относительную и даже абсолютную хронологию, исследователь ускорил ход развития киммерийской проблемы. Еще в середине 20-х годов ХХ века он, ранее других ученых, поставил в науке вопрос о необходимости изучения киммерийцев. Кимме6рийскую культуру Городцов В.А. предложил выделить по тому кругу кладов бронзовых орудий из Северного Причерноморья, которые можно было бы поставить приблизительно в один хронологический ряд с такими известными на соседних территориях культурами, как гальштатская (в Запрадной Европе), Кобанская (на Кавказе) и ранняя ананьинская (в области Волги и Камы). Данные культуры он считал хронологически соответствующими позднейшему предскифскому периоду.

Городцов В.А.

Гипотеза Городцова В.А., к которой он не раз возвращался в своих трудах («К вопросу о киммерийской культуре», Москва, 1928 г. и др.), получила широкое признание. Многие бронзовые вещи (клепанные котлы, кельты, кинжалы некоторых типов), обнаруженные в южных степях, стали называть киммерийскими. После того, когда выяснилось, что эти орудия являются позднесрубными, эту культуру также стали отождествлять с киммерийцами.

Известный советский ученый Граков Б.Н. еще в конце 30-х годов ХХ века пришел к выводу, что в наших степях в предскифское время одновременно обитали киммерийцы и прямые предки скифов, отождествленные со срубной культурой. Данную гипотезу он впервые высказал в своей работе «Скіфи», вышедшей в Киеве в 1947 г. на украинском языке. Более аргументировано ученый изложил ее в труде «Каменское городище на Днепре».

Граков Б.Н.

Киммерийцы - древнейший из известных по-своему название народов, живших в наших степях. Они принадлежали к одной языковой группе со скифами и сарматами, а также имели схожие культуры. По мнению профессора Бориса Гракова, киммерийской эпохой следует считать «время, от рубежа II и I тысячелетий до н.э. до начала собственно скифской эпохи, то есть до второй полвины VII века до н.э.».

Первое упоминание о киммерийцах относятся к XIV-XII вв. до н.э. Живший в VIII в. до н.э. греческий поэт Гомер помещает их земли у крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида. В «Одиссее» говорится, что родина киммерийцев всегда окутана «мглою и тучами», через которые не проглядывают солнечные лучи. В «Илиаде» они называются народом «удивительных доильщиков кобылиц», жившим к северу от Трои, за «конеборными фракийцами и сражающимися врукопашную мисийцами». Весьма примечательно, что более поздние античные писатели и историки называют «доильщиками кобылиц» то скифов (Гессиод VII в. до н.э.), то киммерийцев (Каллимах, 310-235 гг. до н.э.). По всей видимости, данная путаница лишний раз свидетельствует о том, что оба этих народа с давних времен жили в наших степях, входили в единый военно-племенной союз и совершали совместные походы. В клинописных документах VII в. до н.э., относящихся ко временам царствования Асархаддона (681-668 гг. до н.э.) и Ашурбанипала (668-626 гг. до н.э.) бок о бок упоминаются ишкуза-ашкуза (скифы) и гамирра-гимирра (киммерийцы). Известный географ древности Страбон (63 г. до н.э. - 23 г. н.э.) упоминает, что киммерийцы совершали свои походы в Азию и области Средиземноморья еще до времен Гомера.

В библейских текстах (пророчестве Иезекииля и др..) вторжение скифов и киммерийцев отражено как «божья кара»: «Вот идет народ из северной страны… держит лук и короткое копье (возможно, речь идет о дротике - С.Т.), жесток он! Они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились как один человек…». «Народ издалека… Народ древний, языка которого ты не знаешь, колчан его, как открытый гроб (по всей видимости, столь образно библейский автор описывает скифские и киммерийские гориты - С.Т.), все они люди храбрые…». Первые ассирийские надписи (разведывательные данные - глиняные письма шпионов царю) о походах в Закавказье народа «гимири», относятся еще ко второй половине VIII в. до н.э. В этих же документах содержатся упоминания о том, что такие походы имели место еще столетием раньше, т.е. в IX в. до н.э. Весьма показательно, что память о славных воинах, пришедших с севера, долгое время сохранялась в легендах и преданиях многих народов Закавказья и Малой Азии, а слово «гмири» в грузинском языке до сих пор означает великан.

Посуда, конское снаряжение и орудия труда киммерийцев

При киммерийцах, которые овладели секретом получения железа из болотной руды в XVI-XV вв. до н.э., в Северном Причерноморье произошло переход от бронзового века к железному. Следует отметить, что по уровню железоделательного производства они значительно превзошли все народы Восточной и Средней Европы, а в X-IX вв. до н.э. у них уже получила распространение цельножелезное оружие. Вооружение киммерийского воина позднего периода состояло из длинного (до 1м 8 см) стального меча, кинжала, круглой булавы с каменным или бронзовым навершием, сложного лука и стрел с втульчатыми наконечниками. Последние сначала изготавливались из кости и бронзы, а в более позднее время из железа. Киммерийский лук был предшественником знаменитого скифского лука и отличался отменными боевыми качествами. Из него киммерийцы, лихо обернувшись в седле, могли поразить преследовавшего их противника. Для ношения лука и запаса стрел использовался специальный футляр - горит. Киммерийский горит имел одну оригинальную особенность - сверху он закрывался крышкой.

В героических сказаниях и былинах времен Киевской Руси фигурируют мечи-кладенцы, завладеть которыми стремятся богатыри и герои. Так, знаменитому Илье Муромцу удается завладеть таким мечом, одержав победу над Святогором, богатырем колосального роста. Создатели народного эпоса наделяют это оружие магической, поистине всепобеждающей силой. Очевидно само слово «кладенец» происходит от слова «клад» («обнаруженный в кладе»). Вероятно, упоминаемые в былинах мечи-кладенцы являются киммерийскими мечами, которые средневековые жители нашей страны могли находить в древних кладах. К таким мечам относились с большим уважением, считая их оружием героических предков. Сами собой распространялись легенды о волшебных свойствах «кладенцов». Один из таких мечей был обнаружен украинскими археологами в киммерийском кладе на Суботовском городище в Чигиринском районе. Этот великолепный стальной меч был снабжен бронзовой крестовидной рукоятью, а его длина превышала 1 м.

Иногда в погребениях киммерийских воинов находят бронзовые секиры и боевые каменные топоры (архаичное оружие предков). Лишь немногие киммерийцы пользовались деревянными и обтянутыми кожей щитами. Отсутствие в погребениях киммерийских воинов защитных доспехов говорит о том, что последними они, скорее всего, не пользовались. Лишь в конце VIII-начале VII вв. до н.э. у некоторых знатных киммерийцев могли появиться доспехи, изготовленные в Закавказье и Малой Азии. Во времена совместных со скифами походов в Малую Азию основу киммерийского войска составляла легкая конница. Тяжелой кавалерии, в отличии от скифов, у киммерийцев не было.

В прежние годы ряд исследователей относили киммерийцев к числу народов фракоязычной группы, однако более поздние исследования подтвердили и ранее бытовавшую точку зрения о том, что киммерийцы принадлежали к той же группе ираноязычных племен, что и скифы, составляя западную ветвь этого огромного мира. Очевидно, что они жили в наших степях еще в эпоху бронзы, поэтому ученые обычно отождествляют их с племенами срубной культуры, которые вели оседлый образ жизни и имели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Рубеж I тыс. до н.э. ознаменовался переходом к более прогрессивному в то время кочевому скотоводству, позволявшему с наименьшими затратами труда овладевать обширнейшими и богатейшими пастбищными степными угодьями. Основной специализацией скотоводства киммерийцев было коневодство - не зря многие древние авторы называли их народом «удивительных доильщиков кобылиц». С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. На территории Никопольского района такие захоронения были обнаружены в окрестностях города Орджоникидзе (Свинарева могила), поселка Шахтер, города Никополя и во многих других местах.

Киммерийская одежда была во многом похожа на скифскую. Это сходство в первую очередь связано с тем, что оба народа жили в сходных климатических условиях. Одежда степных кочевников была идеально приспособлена для открытых обширных просторов Евразии и умеренно-континентального климата - лютых зимних морозов, продолжительной летней жары, пронизывающих ветров и т.д. Киммерийские мужчины носили короткие кожаные куртки, узкие штаны, мягкие полусапоги. Самыми распространенными головными уборами киммерийцев были высокие островерхие башлыки. Их изображения можно обнаружить на греческих и этрусских вазах, ассирийских фресках и рельефах, относящихся к VIII-VI вв. до н.э. О женской одежде киммерийцев, к сожалению, почти ничего не известно.

Скорее всего, киммерийские мужчины носили головные уборы различных типов. Многие слышали о так называемом «фригийском колпаке» - головном уборе, ставшем в конце XVIII в. символом свободы в революционной Франции. Государство под названием Фригия в древние времена действительно существовало и находилось в Малой Азии, вот только сами фригийцы вряд ли являлись авторами «фригийского колпака», изобретение которого им упорно пытаются приписать уже не одно столетие. По всей видимости, они лишь позаимствовали его у киммерийцев, которые не раз посещали и завоевывали Фригию. Ярким подтверждением данной точки зрения являются изображения киммерийцев в головных уборах, точь в точь похожих на знаменитые «фригийские колпаки». Такие изображения встречаются на греческих и этрусских вазах.

В первые века I тыс. до н.э. значительная часть оружия, которым пользовались киммерийские воины (главным образом, киммерийская знать) имела кавказское происхождение. В этот период многие районы Закавказья и Кавказа служили своеобразной мастерской, снабжая бронзовым оружием окружающие народы в поразительном изобилии. Особенно популярными там были булавы, топоры, мечи, кинжалы, копья и вилы из бронзы. Щиты в основном были плетеными, обтянутыми шкурой. Наконечники стрел часто изготавливали из обсидана - стекловатой вулканической горной породы красного и серого цвета, с раковистым, режущим изломом. Данная порода, иногда также называемая вулканическим стеклом, образуется при застывании вязких разновидностей кислой липаритовой лавы. Она хорошо полируется и еще с давних времен широко использовалась для изготовления различных поделок и оружия. Стрелы с обсидановыми наконечниками обладали незаменимыми боевыми качествами. Очень твердые, они легко пробивали мягкие панцири, и в то же время, будучи очень хрупкими, они часто ломались в теле врага. На Кавказе и в Закавказье изготавливались кожаные панцири, обшитые круглыми бляхами различной величины. Для защиты тела служили и широкие пояса из листовой бронзы или толстой кожи. Бронзовые шлемы использовались редко и походили на те, что изготавливались в Малой Азии.

Многочисленные античные историки непосредственно связывают скифов с таинственными «народами моря», которые вторглись на Ближний Восток и Балканы в конце ХІІІ - начале ХІІ вв. до н.э. Примерно к этому же времени относятся и первые легенды о походах амазонок в Европу и Малую Азию (вплоть до Афин и Трои). Они даже нашли свое отражение на знаменитом паросском мраморе - учебной хронологической таблице 264-263 гг. до н.э., по которой эти события датируются 1256/1255 гг. до н.э. О них упоминается и в рассказе современника Цезаря и Августа Николая Дамасского. По всей видимости в данных легендах отражены реальные исторические события, связанные с древнейшими походами живших у Меотиды (Азовского моря) племен, скифов и киммерийцев, в Малую Азию и Грецию. По свидетельству историка Павла Оросия, около 1234 г. до н.э. произошла война скифов под руководством царя Таная с Египтом. Лишь прибегнув к помощи других африканских народов (ливийцев и эфиопов), египетский фараон сумел отразить нападение.

Около 800 г. до н.э Скифская империя простиралась от Волги до Дуная. Примерно в это время была установлена и тройственная система правления: первый род правил от Волги до Северного Кавказа и Дона, второй - между Доном и Днепром, третий - между Днепром и Дунаем. Такое деление страны отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием (512 г. до н.э.). Царь Идантирс (Иданфирс) - предводитель самого крупного и сильного воинского соединения, считался старшим.

Племена, относившиеся к зависимым, «подвластным», платили царским скифам дань, размер которой, вероятно, во многом зависел от степени этнического родства. В наиболее привилегированном положении, по сравнению со всеми остальными, находились скифы-кочевники и скифы-земледельцы.

Возможно,так выглядел киммерийский воин

киммерийские стелы

киммерийские коньки

киммерийцы на греческой вазе

Погребальный инвентарь киммерийского захоронения (феодосийский музей древностей)

Картина дня

наверх