На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Древняя Азия

40 подписчиков

Археологические культуры Азии

Эль-Обейдская культура

Позднеубейдский сосуд

Эль-Обейдская культура (или Убейдская культура) — энеолитическая культура, сложившаяся на территории Южной Месопотамии в 5-м тысячелетии до н. э. и распространившаяся к середине 4-го тысячелетия до н. э. на Северную Месопотамию, а также на территорию Сиро-Киликии, Малой Азии (в районе Малатии) и к югу от озера Урмия.

Алтын-депе. Комплекс периода ранней бронзы (Намазга IV).

Типы строений этого времени хорошо изучены на Алтын-депе (Кирчо, 1986). На ранних этапах периода ранней бронзы это двух- или четырехкомнатные дома, расположенные тесно один к другому и выходящие на обширный незастроенный участок — внутреннюю площадь. По краю поселения идет обводная стена толщиной 2.2—3 м, между строениями и стеной расположены коллективные гробницы, имеющие в отличие от позднего энеолита прямоугольную, а не круглую планировку. В более поздних наслоениях распространяются дома анфиладного типа с длинным коридором вдоль одной из сторон дома. В каждом из слоев на вскрывавшемся участке имелся дом, выполнявший функцию святилища, судя по наличию в нем очага-подиума, ниш нередко крестообразной формы и по находкам культовых терракотовых коробочек, покрытых резным орнаментом, комбинирующим фигуры крестов и полукрестов. Появляются и сооружения монументального характера. Так, главный въезд в поселение, у которого толщина обводной стены достигала 6 м, был оформлен мощными пилонами-башнями, декорированными пилястрами. Ширина въезда составляла 15 м, и он был расчленен продольными стенами на две узкие улочки, рассчитанные на пешеходов, и на широкий центральный проезд с вымосткой из камней и крупных черепков, явно предназначавшийся для колесных экипажей.

Несмотря на совершенствование технологии металлообработки и металлургии, число самих изделий, находимых в ходе раскопок, по-прежнему невелико, что объясняется отсутствием в непосредственной близости продуктивной рудной базы. Среди медных и бронзовых предметов можно отметить зубила, пробойники, шилья, двулезвийный ножик, ножи-дротики с упором, зеркала, серьги и кольца. Новым типом являются печати с петелькой-ушком на тыльной стороне и булавки с фигурным навершием — биспиральным или в виде многоступенчатого креста.

Глиняная посуда на первых порах еще полностью сохраняет парадную нарядность, свойственную керамике ранних земледельцев. Роспись преимущественно монохромна и дает пестрый ковровый рисунок. На материалах Алтын-депе хорошо видно, как развитие орнаментации идет по пути измельчания, а затем и деградации основных мотивов посуды геоксюрского стиля. Этот процесс идет параллельно со все более широким распространением гончарного круга, и к концу периода ранней бронзы количество сосудов, покрытых росписью, резко уменьшается. Помимо геометрических орнаментов изредка встречаются схематичные изображения деревьев, между которыми помещены фигуры козлов с тяжелыми ветвистыми рогами (Ак-депе). На памятниках восточной группы как наследие позднеэнеолитической эпохи широко распространена роспись по красному фону, тогда как на западе преобладает зеленовато-белый фон.

Показательные изменения происходят и в терракотовой скульптуре. На ранних этапах это статуэтки сидящих женщин, продолжающие хотя уже в несколько огрубленном варианте традиции позднего энеолита. Об этом же свидетельствует и наличие сложных головных уборов. Позднее торсы фигурок становятся более уплощенными, как бы предвосхищая каноны следующего периода. С точки зрения семантики образа представляет интерес статуэтка женщины со сложенными на груди руками, которыми она поддерживает ребенка, — сюжет, явно входящий в цикл культов плодородия.

Генезис этого культурного комплекса для основных областей северной подгорной равнины Копет-Дага достаточно четок — он складывается на основе пласта позднеэнеолитической культуры с последующей трансформацией и деградацией. Никаких перерывов в последовательности культурных напластований на памятниках не наблюдается, сохраняется и прежний антропологический тип с незначительными чертами эпохальной изменчивости

Алтын-депе. Комплекс периода развитой бронзы (Намазга V).

В это время центрами культурного и производственного прогресса становятся крупные поселения — Намазга-депе и Алтын-депе, из которых в ходе систематических работ наиболее полно исследован последний памятник (Массон, 1981а). Уже по своей структуре Алтын-депе отличается от более ранних раннеземледельческих поселений, его отдельные участки имеют различное функциональное назначение (рис. 39). Так, на севере располагался обширный квартал ремесленников-гончаров, занимавший площадь почти в 2 га, где концентрировалось более 50 горнов для обжига керамики. Жилые кварталы Алтын-депе, как и на крупных энеолитических центрах, состояли из многокомнатных домов, разделенных неширокими улочками — от 1 до 2 м. Однако среди такой рядовой застройки выделяется значительный участок, «квартал знати», отличающийся регулярностью планировки, улицами, пересекающимися под прямыми углами и просторными, тщательно отделанными домами, имеющими четкую прямоугольную или подквадратную планировку. Принципиально новой структурной единицей явился культовый центр, состоящий из ступенчатого башнеобразного сооружения 12-метровой высоты, «дома главного жреца», обширных хранилищ, хозяйственных строений и погребального ансамбля. Последний представлял собой анфиладное сооружение с комнатами разного назначения, начиная со святилища с очагом-подиумом и пристенным алтарем и кончая собственно погребальной камерой, в которой в нишах по стенам помещались головы людей, возможно особого прижизненного положения. В святилище, где совершалась первая стадия погребального обряда, около очага-подиума лежали сосуды для возлияний, а около алтаря находились различные культовые объекты, в том числе диско-видная гиря и колонки из черного камня, украшения и золотые головы волка и быка с бирюзовой инкрустацией. Массивные парадные ворота, возведенные еще на заключительном этапе ранней бронзы, сохраняли свое значение. Все эти данные позволяют характеризовать Алтын-депе как формирующееся поселение раннегородского типа. В целом Алтын-депе выступает как организм с сословно-престижным членением территории, как поселение, выполняющее функции центра сельскохозяйственной округи и ремесла, а также идеологического лидера. В меньшей мере можно говорить о развитии торговли, хотя на Алтын-депе и доставлялись предметы из слоновой кости из областей древнеиндийской цивилизации Хараппы. Имеется и ряд других свидетельств тесных связей с этой культурой, в том числе печати протоиндийского типа. В результате межрегионального обмена регулярно поступали медная руда и лазурит, хуже дело обстояло с оловом, которое лишь в виде исключения встречается в древних сплавах. В незначительной мере проявляется на Алтын-депе функция укрепленного убежища. Фортификация относительно слабо развита, о чем говорит само оформление центрального въезда, носящего скорее парадный, чем оборонительный характер. Среди находок различных изделий оружие встречается крайне редко, столь же редки следы военного травматизма на скелетах погребенных. Ограниченное развитие военного дела на Алтын-депе определенным образом характеризует общество той эпохи, мирно развивавшееся на окраине тогдашнего цивилизованного мира, в стороне от политических противоречий и военного соперничества, потрясавших Переднюю Азию.

Земледелие и скотоводство оставались важнейшими сферами получения продуктов питания. К числу возделываемых культур добавляется нут, растение из семейства бобовых. Практически в каждом доме, будь то рядовое жилище или благоустроенное строение «квартала знати», имелись каменные зернотерки для обработки зерна, а в хозяйственных дворах овальные в плане печи-тандыры для выпечки хлеба. Глиняные модели четырехколесных повозок по-прежнему многочисленны, и на них, как и в пору ранней бронзы, изображены в передней части головы верблюдов. Судя по этим моделям, существовали и повозки, предназначавшиеся для особенно тяжелых и громоздких грузов, в которые запрягали двух верблюдов. Скорее всего, тягловая сила животных использовалась и при обработке полей. Наблюдения Н. М. Ермоловой, изучавшей палеозоологические материалы Алтын-депе, показали, что многие жители города уже утеряли знания о телосложении животных и при разделке туши грубо разрубали массивные кости, тогда как ранее охотники и пастухи обычно ограничивались подрезанием сухожилий. Была выведена специальная порода собак, охранявших стада, — крупных, с укороченной мордой и мощными челюстями. Терракотовые фигурки также воспроизводят собак плотного телосложения с квадратным туловищем, плохо обрисованными ушами и коротким обрубком поднятого вверх хвоста. Н. М. Ермолова с полным основанием заключает, что это была овчарка с купированными ушами и хвостом, близкая к таковым современного Туркменистана (Ермолова, 1977, с. 32). В Джейтунском неолите известна лишь небольшая домашняя собака, мало отличавшаяся своими размерами от шакала. Это свидетельствует о том, что за 3000 лет, прошедших с указанного времени, селекционеры Алтын-депе уже вывели породу, могущую противостоять волкам. Наверняка, селекция коснулась и основных пород домашних животных.
Но главный прогресс проявился в совсем иных видах производственной деятельности. Таковы прежде всего гончарное дело, металлургия и металлообработка. Большинство керамических сосудов Алтын-депе изготовлено на гончарном круге быстрого вращения и превосходно обожжено. Преобладают сосуды вытянутых пропорций, основное внимание уделяется стройным изящным линиям, орнаментация практически отсутствует. Лишь в некоторых случаях носики-сливы дополнительно оформлялись как головы животных, так же как, видимо, существовали сравнительно редкие зооморфные сосуды. По существу лишь посуда кухонных наборов, в глину которой примешана дресва, изготавливалась ручной лепкой. Она представлена двумя основными формами — плоскими жаровнями с невысокими бортиками и котлами в виде приплюснутого сфероида, иногда с небольшим носиком-сливом под венчиком. Характерной особенностью керамического набора Алтын-депе является почти полное отсутствие ручек. Это специфическая черта местной культурной традиции, восходящей к раннеземледельческой эпохе.

Печати Алтын-Депе

Особую группу металлических изделий составляют печати из бронзы или низкокачественного серебра, отливавшиеся в форме по способу утраченной модели (рис. 40). Наиболее многочисленны печати геометрической формы — в виде креста, пирамидки, квадрата или овала. В центре печатей, как правило, помещены дополнительные детали, придающие оттискам значительное разнообразие. Зооморфные печати воспроизводят козлов и других копытных животных, кошачьих хищников, орлов, имеются и синкретические образы, как например фантастический трехглавый дракон с туловищем кошачьего хищника, одной головой хищной птицы и двумя — рептилий, возможно змей. Несколько печатей имеют очертания в виде полумесяца, внутри которого помещено изображение извивающейся змеи.

Характерным признаком рассматриваемого археологического комплекса являются глиняные статуэтки, среди которых первое место как по количеству, так и по яркости передаваемого образа занимают терракотовые фигурки женщин. Эти терракоты в подавляющем большинстве представляют собой плоские фигурки, изображающие сидящую женщину с расставленными в стороны руками. В единичных случаях концы рук слегка загнуты, свидетельствуя о том, что генетически этот тип восходит к терракотам эпохи энеолита с руками, опущенными вниз. Но, судя по всему, данный образ был забыт в бронзовом веке и заменен фигурками с призывным «жестом объятия» . Наиболее тщательно отделывалась верхняя часть скульптуры. Голова с преувеличенно большими ромбовидными глазами на длинной шее в первую очередь приковывает внимание зрителей. Лицо обрамлено двумя вьющимися косами-змеями, нередко толстая налепная коса спускается и на спину. На некоторых особенно тщательно выполненных экземплярах по обе стороны головы на уровне глаз отчетливо видны небольшие головки змей, которые, как бы стоя на хвосте, окружают шею и голову. К числу тщательно проработанных деталей относятся головные уборы разных видов и охватывающие шею ожерелья. Туловище статуэток обычно лишено налепных или процарапанных деталей и тем самым оттеняет перегруженную деталями верхнюю часть фигурки. В нижней части тулова помещен треугольник, символизирующий женское начало, а выше иногда воспроизводилось дерево. На многих статуэтках поверх треугольника идут процарапанные поперечные линии, изображающие набедренные повязки или пояса

Ярмукская культура

Сосуд ярмукской керамики из Шаар ха-Голан.

Ярмукская культура — неолитическая археологическая культура , существовавшая на территории доисторического Леванта . Это была первая из культур территории Палестины культура, изготавливавшая керамику (см. докерамический неолит ), и одна из первых керамических культур на территории Леванта в целом. Пришла на смену тахунийской и cменилась Гасульской культурой .

Хаджилар

Идол из Хаджилара

Хаджилар (тур. Hacilar) — стоянка эпохи неолита на территории юго-западной Турции, в 25 км к юго-западу от Бурдура. Археологические раскопки показали, что жители несколько раз покидали стоянку и снова возвращались в неё. Самые древние находки относятся к 7040 до н. э.

Таштыкская культура

«Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Чёрные волосы считались нехорошим признаком» — так в источниках описывались енисейские киргизы.

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века ( II век до н. э. — V век н.э. ), будучи во многом преемницей тагарской культуры , принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи , которая, впрочем, не вытеснила мотыгу .

Окуневская культура

Солнечное божество

Окуневская культура — южносибирская археологическая культура скотоводов бронзового века (III тыс. дон.э.), происходит из местного неолитического субстрата. Названа по местности Окунев улус на юге Хакасии , где в 1928 С.А.Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки . Значительное место занимала охота на диких животных и рыболовство .

 

Культура Пэйлиган

Красный керамический сосуд с двумя «ушками», культура Пэйлиган, около 6000 — 5200 гг. до н. э. Шанхайский музей.

Культура Пэйлиган (, Péilǐgāng Wénhuà) — группа неолитических сообществ, существовавших в бассейне реки Ло в провинции Хэнань на территории Китая в период около 7000 — 5000 гг. до н. э. Свое название культура получила по населенному пункту Пэйлиган, где в 1977 г. было открыто неолитическое поселение.

Карасукская культура

Карасукский сосуд 12-10 вв. до н.э.

Карасукская культура — археологическая культура бронзового века (кон. 2-го— начало 1-го тыс. до н.э.) в Южной Сибири и Казахстане . Названа по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук на территории Республики Хакасия . Влияние культуры прослеживается от Саяно-Алтая до Аральского

Облицовка полуколон "Красного здания" в Уруке, конец 4-го тыс. до н.э.

Шалаболинская писаница

Улуг Хуртуях тас

Улуг Хуртуях тас (букв. с хак. : Большая каменная старуха )— каменное изваяние близ аала Анхаков в Хакасии , памятник Окуневской культуры конца III— начала II тысячелетия дон.э.

 

Хиамская культура

 

Наконечник стрелы из Эль-Хиама

Хиамская культура, названная по типовому памятнику Эль-Хиам на побережье Мёртвого моря — археологическая культура, или, точнее, период ближневосточного неолита, переходный от натуфийского к докерамическому неолиту A. Датируется около 10 000 — 9 500 гг. до н. э. Рассматривается как стадия II мурейбетской культуры.

Восток Северной Азии

Окуневцы отличались существенными признаками монголоидности и пришли, как предполагают сибирские археологи, откуда-то с севера, возможно, со Среднего Енисея. Однако убедительных фактов этому не приводят, хотя и нашли какие-то аналогии с енисейскими антропоморфными изображениями на скалах. Но не могли археологи не знать о существовании нижнеамурских петроглифов, чтобы не попытаться обнаружить с ними сходство. Окладников нашел некоторые аналогии между ними, но объяснил их общим художественно-декоративным чувством и мировоззрением художников и возможностью контактов древних окуневцев с разными отдаленными территориями. Однако, по его представлению, они путешествовали на оленях ещё и во времени, перемещаясь из неолита в период бронзы, что маловероятно.
Не оленеводы-бродяги, а только оседлые этносы могли создать петроглифы и Окуневские стелы. Аналогии между ними обнаружились в некоторых зоо– и антропоморфных изображениях.

Привлекает внимание, что рисунки расположены на каменных стелах и на валунах (тоже своеобразные стелы) – и в этом есть аналогия. При детальном рассмотрении в некоторых рисунках выявляется много общего (илл. № 118). На фотографии две нижние антропоморфные маски с отростками – почти точная копия амурского петроглифа. У правой маски даже совпадает количество отростков – их девять

На Амуре, у несуществующего уже села Калиновка, близ поселка Софийское, на обломке береговой скалы, существуют интересные петроглифы. На камне изображены три личины и лодки с гребцами или пассажирами (илл. № 120). Антропоморфные личины, скорее всего, олицетворяют Великую Богиню неба, судя по изображению уголков и треугольников на их лбах как её символа, что будет доказано позже. Две нижние маски имеют поперечную полосу через всё лицо под носом. У Окуневских рисунков на стелах также обнаруживаются такие же поперечные полосы – где под носом, где через нос. Значение их неясно, но этот признак связывает нижнеамурские и Окуневские изображения общей идейно-художественной связью, которая объединяла один народ, живущий на разных территориях, но мигрирующий по родной земле в единой этнической среде эпохи неолита, не встречая противостояния других этносов и религий.

Окладников опубликовал петроглиф трёхпалого жреца из изображений на реке Томь (илл. № 123). Вызывает интерес трёхпалость обеих кистей – культя пи сто сть с утратой разных пальцев на кистях. В обоих случаях их осталось по три, как у птицы. Сама трёхпалость имеет, очевидно, какое-то культовое значение, передающее, возможно, образ птицы. Трёхпалый след, оставленный на бетонном тесте у петроглифа Перуна в Сикачи-Аляне, возможно, тоже связан с птицеподобной кистью жреца.

Оленные камни в Монголии.

 

Оленный камень — название древних камней с изображениями. Оленные камни — массивные отесанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности, или нанесён охрой.

Муганская культура

Муганская культура— археологическая культура эпохи поздней бронзы и раннего железа (кон. 2— нач. 1-го тыс. дон.э.).

 

Характеристики

 

Территория обнружения и распространения— Муганская степь и Талышинские горы (Азербайджан).

 

  • Особенности М. культуры:

 

а) имеются погребения в каменных ящиках и грунтовых могилах со скорченными, чаще вытянутыми костяками.
б) погребения бывают одиночные, групповые, совместные— мужчин и женщин, с богатым и бедным инвентарем.
в) основное занятие - скотоводство, земледелие и, возможно, рыболовство.
г) орудия труда и оружие изготовлялись из бронзы и железа.
д) оружие - бронзовые и железные мечи с бронзовым двураструбным эфесом, бронзовые кинжалы с «рамчатой ручкой» (переднеазиатского типа).
е) глиняные сосуды, изготовленные от руки: выделяются корзинообразные «кадила» и сосуды в форме чайников.
Могильный инвентарь отражает процесс разложения родовых отношений и имущественного дифференциации среди племен данной культуры.

Культура плиточных могил

Плиточная могила. Экспонат Этнографического музея народов Забайкалья. Вывезена из Хоринского района Бурятии.

Культура плиточных могил (плиточные могилы, плиточники) — археологическая культура конца бронзового, начала раннего железного века. По разным источникам датируется от 1100 до 300 годов до н. э.


Памятники культуры встречаются в северо-западных районах Китая, Северной и Северо-Восточной Монголии, Южном и Центральном Забайкалье и Южном Прибайкалье. Название произведено от основного типа захоронений — могилами в виде прямоугольных оградок из вертикально поставленных плит гнейса или гранита. Обнаружены поселения, могильники, ритуальные сооружения, наскальные рисунки, оленные камни и т. д.



Размеры оградок от 1,5 м до 6-9 м. Высота камней от 0,5 м до 3 м. Внутри оградки имеется насыпь из камней. Под насыпью лежат плиты перекрытия, часто крупных размеров. Глубина могильных ям от 0,6 м до 2,5—3 м. В глубоких захоронениях боковые плиты наращивались и устраивалось перекрытие в несколько рядов. В оградках иногда устанавливались оленные камни — отдельные плиты с изображениями на поверхности оленей, реже — лошадей, солярных знаков, предметов вооружения.

Ритуальный комплекс на горе Ламийская Нерчинского района состоял из плиточной могилы длиной около 30 метров, разделенной перегородками на 4 части. Не разграбленная оградка была перекрыта несколькими плитами каждая весом до 0,5 тонны. Под перекрытиями находился погребальный жертвенник, где были найдены черепа лошадей, коров, овец. Ниже располагались пять погребальных камер для людей.

Могилы ориентированы по оси запад-восток. Покойники укладывались на спину, головой на восток. В Восточном Забайкалье антропологический тип преимущественно монголоидный.
 
Плиточная могила на горе Бага-Заря близ села Зарубино Джидинского района Бурятии.

Большая часть могил разграблена. Одежда и обувь наряднее повседневной, встречаются различные украшения из бронзы, кости и камня: бляшки, пуговицы, бусы, подвески, зеркала, раковины-каури. Редко встречаются сопроводительные предметы: иглы и игольницы, ножи, топоры-кельты. Реже встречается оружие: наконечники стрел, кинжалы, концевые накладки луков. В единичных могилах находятся предметы конской сбруи, рукоятки плетей. Встречаются вещи из бронзы, реже железа и благородных металлов.

Глиняные сосуды баночного типа, мелкие круглодонные. Встречаются триподы — три совмещающихся резервуара на трёх ножках. Орнамент на сосудах в виде различных штампов, налепных валиков, несквозных отверстий. Искусство культуры плиточных могил получило название «звериный стиль». Изображаются домашние и дикие животные, быт людей и их основные занятия. Искусство имеет много общих черт с культурами Южной Сибири: карасукской, тагарской и другими.

Плиточные могилы встречаются как отдельные, так и группами по 5—8 оградок и крупные могильники до 350 оградок. Крупные захоронения имеют чёткую планировку. В Агинском Бурятском округе зафиксировано более 3 тысяч оградок. Большая часть плиточных могил являются захоронениями, иногда встречаются ритуальные оградки — кенотафы.

Культура медных кладо

Некоторые артефакты из медных кладов: 1-2 Южная Харьяна, 3-4 Уттар-Прадеш, 5 Мадхья-Прадеш, 6-8 Южный Бихар, Северная Орисса, Бенгалия.

Культура медных кладов — энеолитич. археологическая культура древней Восточной Индии .

Культуру иногда называют культурой жёлтой керамики

Местоположение и периодизация

Как правило, находки, связанные с данной культурой, встречаются в кладах (отсюда и название), большинство которых найдены в Ревари . Культура датируются 2 тыс. до н.э., однако датировка спорна, поскольку лишь немногие из них происходят из мест организованных раскопок с надёжным археологическим контекстом.

Артефакты и их анализ

Открытие и первоночальные исследования имели место в кон. 19 в., когда были найдены медные орудия этой культуры Активные науч. раскопки памятников культуры производились в последние два десятилетия.

Выявлены 4 региональных группы кладов: южная Харьяна /северный Раджастхан , равнина Ганг /Джамуна, Чота-Нагпур и Мадхья-Прадеш , со своими характерными типами находок. Находки отдельных предметов из кладов получили известность уже в XIX веке.
Среди находок, характерных для региона южная Харьяна /северный Раджастхан — плоские топоры, гарпуны, двойные топоры, мечи с так называемыми антенными рукоятками ит.п. В области Ганг-Джумана встречаются подобные находки. Группы находок из Чота-Нагпура— иные: они включают изящные изделия и нечто похожее на слитки.
Предметы в медных кладах, как предполагается, служили для культовых целей, поскольку на них отсутствуют следы износа, а размеры не всегда соответствуют размерам человеческой руки.
Этническая принадлежность носителей культуры остается спорным вопросом. Есть утверждения что есть связь с населением, вытесненным из Хараппы арийскими племенами, так и о ее связи с последними. Есть другое мнение что носители данной культуры были связаны с предками народов мунда .
Последние исследования ( в т.ч. Хастинапуре) позволили опредеить, что данная культуры существовала до 12-11 вв. до н. э., до её вытеснения культурой серой расписной керамики [1] ..

Керамический неолит

Кувшинных погребений культура

Кувшинные погребения Музей истории Азербайджана (найденный Габала)

Кувшинных погребений культура — археологическая культура, представленная в IV в. до н. э. — VIII в. н. э. на территории Закавказья, особенно на территории Кавказской Албании. Покойники погребены в больших глиняных кувшинах в сильно скорченном положении на боку. Погребальный инвентарь содержит изделия из металлов (бронзовые и главным образом железные орудия и оружие, бронзовые, серебряные и золотые украшения), дерева, камня, глины, стекла и пасты. В поздних погребениях встречаются римские, аршакидские и сасанидские монеты. Данная культура принадлежала оседлому земледельческому населению, занимавшемуся также скотоводством, охотой, рыболовством и ремёслами.


Под кувшинными погребениями подразумевается ингумация, во время которой покойник целиком укладывался в глиняный сосуд разных форм и размеров и таким образом закапывался в землю. Кувшинными погребениями нельзя считать кремационные захоронения в аналогичных сосудах.

Правление Селевкидов в Средней Азии

Вотивный алтарь со скульптурой Силена. Камень, бронза. На алтаре надпись на древнегреческом языке. Тахти-Сангин. II в. до н.э

После смерти Александра Македонского Средняя Азия вошла в состав одного из государств, сложившихся на руинах новой империи, так и не успевшей окрепнуть. Это было государство Селевкидов, которое около 305 г. до н.э. распространило свою власть на Бактрию. Ранние селевкидские цари рассматривали восточную часть принадлежащей им державы как очень важный регион, стремились поднять его экономический потенциал и укрепить свой контроль над ним. Осуществлять эту политику пришлось сыну и наследнику основателя державы Селевка — Антиоху. В 292 г. до н.э. он был назначен соправителем отца с передачей ему в управление сатрапий, лежавших к востоку от Евфрата. Столицей его наместничества стали Бактры (Балх). Антиох энергично взялся за восстановление хозяйства. В Маргиане им была заново отстроена столица области, получившая наименование Антиохии Маргианской, а весь оазис окружен стеной протяженностью 250 км с целью оградить его от набегов кочевников.

При Антиохе в Бактрии чеканилась серебряная монета. Средняя Азия вступила в полосу относительной стабилизации. Однако, как при Ахеменидах и Александре Македонском, политическая власть была чуждой для большинства местного населения. Тенденция к политической самостоятельности еще более усилилась с подъемом местной экономики. Да и Селевкиды рассматривали восточные сатрапии лишь как источник получения новых сил и средств для войн, ведущихся ими на западе. Соединение самых различных интересов и устремлений вело к созданию в Средней Азии самостоятельных государств. Около 250 г. до н.э. бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем. Почти одновременно от Селевкидов отпала Парфия.

Парфянская держава

Голова эллинистического правителя. Глина, алебастр с полихромной окраской. Тахти-Сангин. II в. до н.э.

В отличие от Греко-Бактрийского царства история Парфии пошла по иному пути. Первоначально независимость Парфии от Селевкидов провозгласил, как это было и в Бактрии, местный сатрап по имени Андрагор. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель которых Аршак в 247 г. до н.э. принял царский титул. По имени основателя династии последующие правители Парфии принимали в качестве тронного имени имя Аршак. Первоначально новое государство было сравнительно небольшим и объединяло помимо собственно Парфии соседнюю Гирканию, область на юго-востоке Каспия. Но уже при Митридате I (171-138 гг. до н.э.) началась активная экспансия на запад вплоть до Месопотамии. Парфия становится мировой державой. Древняя метрополия, располагавшаяся теперь на северо-востоке Парфянской державы, сохранила свое значение уже лишь как один из ее центров.

В середине II в. до н.э. Средняя Азия пережила серьезные события. Движение кочевых племен привело к гибели Греко-Бактрии и едва не уничтожило Парфию. В тяжелой борьбе с кочевниками пали два парфянских царя, и лишь при Митридате II (123-87 гг. до н.э.) эта угроза была локализована, а вторгшимся племенам была предоставлена для поселения провинция Сакастан (совр. Систан). Ввязавшись в затяжную конфронтацию с Римом, Парфия нередко терпела военные и политические поражения в борьбе с многоопытным и сильным соперником, также претендовавшим на главенство в Передней Азии.

С конца I — начала II в. н.э. происходит ослабление Парфянской державы, сопровождаемое ростом самостоятельности отдельных провинций, во главе которых стояли члены рода Аршакидов или представители других знатных парфянских семей. Гиркания, стремящаяся к независимости, направляет своих послов прямо в Рим; утверждается особая династия в Маргиане, первый представитель которой по имени Санабар именует себя на монетах тем же титулом, что и правящий Аршакид,— «царь царей». Возможно, власть маргианского правителя распространялась и на территорию собственно Парфии, или Парфиены. В 20-х гг. аршакидская Парфия полностью теряет свою самостоятельность под ударами основателя новой могущественной династии Арташира Сасанида.

Керамический неолит

Карасукская культура

Карасукский сосуд 12-10 вв. до н.э.

Карасукская культура — археологическая культура бронзового века (кон. 2-го— начало 1-го тыс. до н.э.) в Южной Сибири и Казахстане . Названа по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук на территории Республики Хакасия . Влияние культуры прослеживается от Саяно-Алтая до Аральского

Хорезм

Голова правителя. Топрак-Кала. III-IV вв. н.э.

Особое положение в древней истории Средней Азии занимал Хорезм, располагавшийся в низовьях Амударьи. Эта страна еще в IV в. до н.э. отделилась от Ахеменидского государства, и хорезмийский царь Фарасман в 329-328 гг. до н.э. явился к Александру Македонскому для переговоров. Уже тогда в Хорезме существовала развитая городская культура. Вскоре, возможно, во время продвижения кочевых союзов на юг, в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хорезм подпадает под власть кочевых племен. Интересно, что, когда в I в. н.э. выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне уже помещено изображение правителя на коне.

Типичным городским центром древнего Хорезма является городище Топрак-Кала, раскопки которого ведутся современными учеными уже несколько десятилетий. Его важнейшей частью была цитадель на кирпичной платформе многометровой высоты. Здесь располагались дворцовый комплекс с парадными залами и целый ряд подсобных строений. Залы богато украшены росписью и глиняной скульптурой. Наряду с влиянием традиций эллинистической художественной школы здесь можно усмотреть и воздействие кушанских эталонов, а в рельефах, изображающих пасущихся оленей, — даже воздействие непосредственных связей с культурой кочевых племен.

Город имеет четкую планировку, продольные и поперечные улицы членят пространство внутри прямоугольника городских стен на правильные кварталы, состоящие в свою очередь из отдельных домохозяйств. В дворцовом комплексе найдены хозяйственные документы, сделанные арамейской письменностью, приспособленной на этот раз к хорезмскому языку. Всего обнаружено более ста документов на пергаменте и 18 на дереве. В них, в частности, дан учет членов «домов-семей» (видимо, большесемейных общин), занимавших отдельные домохозяйства топрак-калинских кварталов. Численность таких общин колебалась от 20 до 40 человек. Имелись здесь и домашние рабы, причем число их достаточно велико — до 12 человек насчитывалось в отдельных домохозяйствах.

Согдиана

Фреска. Пенджикент. VI в. н.э.

Кушанские культурные эталоны оказали значительное влияние на соседние страны и народы. Это, в частности, наблюдается в другой важной области древней Средней Азии — Согде, в состав которой входили плодородные оазисы в долинах Кашкадарьи и Зеравшана. Согд, судя по всему, был включен в состав Селевкидской державы Греко-Бактрийского царства. В его столице Мараканде, руины которой известны под именем Афрасиаб расположены на окраине современного Самарканда, открыты крепостные стены и другие сооружения того далекого времени. В культуре видно влияние греческих образов.

Для суждения о различных сторонах жизни Согда большой интерес представляют «старые согдийские письма» — документы, происходящие из согдийских колоний Восточном Туркестане. Написаны они на согдийском языке с использованием арамейской графики. Несмотря на трудности их прочтения, вызванные плохой сохранностью, они несут информацию социальной культуре согдийского общества (упоминаются, например, «свободные — благородные»), о положении женщины в обществе, хозяйственной деятельности и т. д. В 80-е гг. XX в. советские ученые много сделали для изучения согдийской культуры первых веков нашей эры. На городище Ер-Курган был раскопан дворец правителя очень значительных размеров (120×90 м.), возведенный на мощной платформе из сырцового кирпича.

Кушаское царство (на территории Бактрии)

Айртамский фриз. I-II вв. н.э.

История Бактрии после падения власти греков и завоевания кочевниками (40-е гг. II в. до н.э.) условно «распадается» на два этапа. Вначале на ее территории существовало несколько мелких владений, созданных вождями кочевых племен. Эти вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры и проявили себя рачительными хозяевами. Ими в I в. до н.э. на территории Бактрии проводятся новые каналы, создаются земледельческие оазисы, строятся города. Вскоре один из таких правителей, по имени Герай, помещает на крупных серебряных монетах свое изображение в виде вооруженного всадника и сопровождает его надписью, сделанной греческим алфавитом, как бы символизируя связь двух начал — традиций кочевой степи и эллинистической государственности. Еще более показательно само название этого правителя — он именует себя кушанцем. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном счете к созданию Кушанской державы. Так было положено начало второму этапу в истории Бактрии — уже в составе Кушанского царства.

Его основателем был Кадфиз I, который подчинил себе четыре небольших княжества, располагавшиеся на территории Бактрии. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью нового правителя, который принял пышный титул «царя царей». Эти события предположительно приходятся на I в. н. э. Новая держава обратила свои взоры к традиционным путям на юг, за пределы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями показывает, что в состав его владений вошло и индийское население. При Кадфизе I центр Кушанского государства составляла Бактрия, столицей скорее всего был город Бактры. Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя государства Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть северо-западной Индии.

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка, но по вопросу о времени его правления среди исследователей существуют значительные расхождения. Главный центр Кушанской державы перемещается в сторону индийских владений. Столицей государства был город Пурушапура (совр. Пешавер).

Культура Парфии

Серебряная монета с портретом Деметрия. Первая половина II в. до н.э.

Своеобразнейшее явление представляет собой парфянская культура. Синтез местных и греческих начал в ней проявляется гораздо сильнее, чем в культуре Греко-Бактрии. Раскопки, проведенные в сакральном центре Парфии, на городище Старая Ниса (он носил название Митридатокерт, что означало «построенный Митридатом»), отчетливо высветили эту особенность парфянской культуры. Возведенные здесь здания типологически отражают либо иранские, либо еще более древние традиции. Характерный пример — так называемый квадратный зал, представляющий по устройству типичный иранский «храм огня».

«Круглый храм» восходит к очень древним концепциям погребальной архитектуры. Это здание своеобразной планировки, представляющей собой сочетание круга с квадратом: внутреннее помещение — круглое в плане, наружный же план — квадратный. Однако все постройки Старой Нисы несут на себе явные черты воздействия эллинской архитектуры. В их декоре постоянно присутствуют элементы греческого ордера, правда используемого не так, как это делалось в греческом мире, а только для оживления интерьера. Особенно интересной новой чертой в зодчестве Парфии является стремление к вертикальному развитию интерьера, разбивка внутреннего пространства здания на ряд ярусов.

Поражает своим разнообразием и скульптура Митридатокерта. Здесь были найдены небольшие мраморные изваяния, привезенные из Средиземноморья, вероятнее всего из Александрии. Особую известность получила статуя, изображающая Афродиту (так называемая Родогуна),— образец раннеэллинистической скульптуры, а также величественная статуя женщины, выполненная в архаизирующей манере. Наряду с мраморной скульптурой в Старой Нисе были найдены и фрагменты глиняной. Часть из них представлена в той обобщенной манере, которая характерна для среднеазиатской школы первых веков нашей эры, часть создана под греческим влиянием, а возможно, даже и самими греками.

Кот-Диджи

Кот-Диджи — археологическая культура древней Индии , в части ныне находящейся в Пакистане , а именно в провинции Синд (родина синдхов).

 

 Периодизация

Периодизация— эпоха бронзы (3—2-е тыс. дон.э.).
Некоторые ученые полагают, что данная культура является предхараппской (или раннехараппской) культурой .

 

Артефакты и их анализ

Основной памятник— одноименный холм Кот-Диджи близ г. Хайрпур (Пакистан), где в ходе раскопок обнаружен архитектурный комплекс  из крепости и предместья с постройками. Первооткрыватель культуры— индийским археологом А. Хан— 1957 год.

Непосредственно к котдиджинской культуре отнесено содержание нижних слоев раскопанного холма, где обнаружены

— остатки глинобитных домов на каменных фундаментах, (датируемые концом 3-го тыс. дон.э.).
— орудия и керамика, которые имеют черты сходство с хараппскими (см. Хараппская цивилизация )

Ученые предполагают:

— что эти две культуры временно сосуществовали.
— на рубеже 3-го и 2-го тыс. дон.э. посёлок был разрушен хараппцами, и на его месте возникло хараппское поселение, просуществовавшее около 300 лет.

Стратиграфия К.-Д. свидетельствует о сложных исторических процессах, протекавших в долине Инда на рубеже 3-го и 2-го тыс. дон.э.

Обнаружена керамика, которая указывает на развитое гончарное производство, схожее с раннехараппской, что указывает на корни хараппского гончарного производства. Керамика имеет схожесть с артефактами укреплений Хараппы  , а именно Амри и Рана-Гхундай (II—III).

Углеродный анализ  позволяет датировать культуру 3155-2590, 2885—2805 и 2600 (± 145)-2100 (± 140) гг. дон.э. (то есть период до Хараппы).

Новые исследования свидетельствуют, что эта культура выходила за рамки самого поселения Кот-Диджи и охватывала районы в долине Инда, Северного и Центрального Белуджистана. В долине Кветты была обнаружена керамика, сходная с ранней котдиджинской. Такой же вывод сделали ученые при раскопках Амри, Гумлы и других поселений, где тоже была открыта керамика раннекотдиджинского типа. Эти материалы позволили рассматривать культуру Кот-Диджи как пред- или раннехараппскую по времени. Это дало возможность установить последовательное развитие от раннехараппского этапа до периода городской цивилизации, уяснить истоки урбанизации и местные корни собственно хараппской культуры.

Картина дня

наверх