На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Древняя Азия

40 подписчиков

Армия древнего Китая

Офицер придворной гвардии времён династии Тан. 2. Офицер тяжёлой конницы времён династии Сун-

Время династии Тан – эпоха своеобразного китайского Возрождения – ознаменовалось и новым взлетом военного искусства Китая. Вообще само возникновение и утверждение династии Тан стало возможным прежде всего благодаря талантливым полководцам. Особо в это время проявили себя два военачальника, один из которых – великолепный стратег Ли Цзин[9] (571–649), а другой – сын первого императора династии Ли Ши-минь (599–649), известный как танский Тайцзун. Оба увековечены в последнем из семи военных канонов – «Вопросы танского Тай-цзуна и ответы Ли Вэй-гуна {князя Ли})».

Основатель династии Тан, сам наполовину тюрк по происхождению, Лю Юань, будучи еще офицером пограничных войск, последовательно и терпеливо приучал своих солдат к новому типу ведения боя, заимствованному у кочевников. Солдаты должны были жить в юртах, питаться мясом и молоком, ездить верхом и участвовать в облавных охотах. Он сумел добиться того, чтобы его вновь сформированная конница по боевым качествам перестала уступать тюркской. В Китае возникла настоящая мода на все тюркское – одежду, жилище, пищу и т.д. Многие китайские вельможи ставили юрту у себя во дворе и переселялись в нее на зимнее время. О достоинствах жилища кочевников ими слагались стихи. Столь близкое соприкосновение с образом жизни тюрков очень быстро принесло свои плоды.
   Теперь китайские полководцы в борьбе с окружающими их воинственными племенами демонстрировали прямо-таки чудеса изобретательности. Один из них во время сражения с кочевниками применил совершенно оригинальный прием: на пригорок, недалеко от поля битвы, вышли музыканты, танцовщицы и начали представление. Степняки заинтересовались и стали смотреть на прекрасных китаянок, а в это время китайские войска зашли им в тыл и атаковали, наголову разбив ошеломленных дикарей.
   В отношении организации армии к VII веку в Китае глубоко укоренилась введенная еще Цао Цао практика, позднее получившая наименование «системы военных округов» (фу-бин). Она заключалась в том, что в стране, помимо административных, учреждались своеобразные военные округа. Они могли быть трех разрядов: высшие, поставлявшие до 1200 солдат, средние – до 1000 и низшие – до 800 солдат. Количество военных округов в империи Тан колебалось от 600 до 800, что означало практически постоянную готовность армии в 600–800 тысяч человек.
   В «Истории династии Тан» сказано:
   cite«Когда была учреждена система фу-бин, воины вне службы занимались сельским хозяйством. Те из них, которым приходило время отбывать повинность, несли охранную службу в столичной гвардии – и только. Если же где-либо возникала потребность в войсках, тогда назначался полководец, чтобы возглавить поход. А когда инцидент исчерпывался, воины возвращались в свои поселения, а полководец – ко двору».

Продолжительность службы в столице составляла один лунный месяц. Специальные «военные инструкторы» обучали молодежь. Обучение молодежных групп велось как в столицах, так и в военных поселениях, на специально оборудованных площадках. Одни обучали «приемам с пикой цзи», другие – караульному делу, приемам использования в бою флажков и т.д. Часто солдаты читали «Теорию боя на мечах дао и стрельбы из лука гун». В конце каждого месяца устраивался небольшой строевой смотр. Обучение финансировалось из казенных средств.
   Преимущества такой организации заключались в том, что она не требовала от государства заметных расходов на содержание армии, ибо в мирное время рекруты занимались земледелием, а во время походов должны были обеспечивать себя сами. Мало того, что такая система не позволяла усиливаться военной верхушке, которая в мирное время не имела в своем распоряжении войск, она еще и делала армию удобным средством подавления беспорядков на местах. И наконец, эта военная организация хорошо вписалась в надельную систему землепользования.
   Однако у этой системы была и оборотная сторона. Для решения военных проблем текущего дня государство использовало небольшие профессиональные воинские соединения численностью от 10 до 45 тысяч человек. Многие же военные акции китайские императоры и вообще предпочитали осуществлять не силами регулярных ханьских войск, а с помощью племен, изъявивших покорность империи. Также активно использовалась конница, состоявшая из отрядов иноплеменников, перешедших под покровительство Тан.
   С усилением военной активности танского государства система наемников получила еще более широкое распространение: в армии Тай-цзуна их насчитывалось около ста тысяч. Военачальниками важнейших походов назначались хорошо проявившие себя воины некитайского происхождения. Не раз во время танских завоеваний применялась практика малых войн, когда «заслуживающим доверие племенам» вменялось в обязанность «беспокоить набегами» своих соседей, в ослаблении которых был заинтересован Китай.

Восточное Чжоу

СиСя

воины Мин-

При Династия Мин 明 (1368-1644) появились методы обращения с японским мечом, ныне называемые методы обращения с Мяо Дао 苗刀 ("меч в форме ростка" - так китайцы называли японский меч за его форму). В них один меч держится двумя руками.
Японское вторжение при династии Мин привнесло японское искусство владения мечом с его проявлением мощи. Ци Цзигуан в "Новой книге записей о достижениях" пишет: "Длинный меч идёт от вторгшихся в Китай японцев. Японцы искусно перескакивают, шагнул - и уже на чжан переместился, меч длиной 5 чи - вот и бьёт на 1 чжан 5 чи. Нашим коротким оружием ему трудно противостоять, а длинное недостаточно ловко, многие были рассечены". Хэ Лянчэнь, живший при династии Мин, подтверждает: "японскому мечу требуется не более двух-трёх ударов, зачастую человек не может сопротивляться" ("Трактат о боевых порядках"). Заимствование японского меча, а особенно сделанное Ци Цзигуаном слияние воедино японских и китайских приемов, позволило технике одиночного меча сделать большой шаг вперёд.

СВОД ЗАКОНОВ ДИНАСТИИ МИН

ЗАКОНЫ О ДВОРАХ

Материалы из "Свода законов династии Мин" о социально-экономических отношениях в Китае XIV-XVII веков

В 1367 г. комиссия во главе с Ли Шань-чаном, ближайшим и влиятельнейшим советником Чжу Юань-чжана, приступила к составлению свода законов. Эта работа продолжалась около года и была завершена к моменту провозглашения династии Мин. Данное обстоятельство показывает, какое значение придавали законодательству в укреплении своей власти повстанческие вожди, группировавшиеся вокруг Чжу Юань-чжана.

В 1373 г. работа по кодификации возобновилась, видимо, потому, что к этому времени более или менее сформировались система эксплуатации населения, государственный аппарат, экзаменационная система и т.д. Законченный в 1374 г. новый кодекс - "Свод законов династии Мин" (***) состоял из 606 статей, подразделявшихся на 30 глав, и во многом основывался на "Своде законов династии Тан". Обращение к танскому законодательству имело символический смысл: оно должно было представить минское правительство наследником и продолжателем исконно национальных традиций, попиравшихся чужеземной Юаньской династией, а вновь созданную Минскую империю - возрождением могущественнейшей и влиятельнейшей Танской державы.

В 1389 г. была проведена новая классификация законов: они были разбиты на шесть разделов по числу ведомств (чинов ***, финансов ***, церемоний ***, военных дел ***, наказаний *** и общественных работ ***). В 1397 г. в свод законов были включены важнейшие места из "Поучений" (***) Чжу Юань-чжана. В дальнейшем работа по составлению новых законов, включавшихся в кодекс в виде приложений к старым статьям, велась на протяжении всего периода правления Минской династии.

Две главы кодекса: "Законы о повинностях" и "Законы о землях и жилищах" представляют, с нашей точки зрения, наибольший интерес, так как зафиксированные в них юридические нормы позволяют судить о таких важных сторонах социально-экономических отношений в Китае XIV-XVII вв., как формы земельной собственности, сословное деление, система налогов и повинностей и т.д. К сожалению, этот важный источник до сих пор не переводился на европейские языки.

Предлагаемый ниже перевод указанных глав (без позднейших приложений) выполнен с осуществленного в 1908 г. ксилографического переиздания "Свода законов династии Мин" 1610 г. - т.е. последнего издания при Минах, дающего наиболее полную картину минского законодательства. Включенные в это издание комментарии, частично использованные нами в примечаниях, принадлежат неизвестному автору (или авторам) минского периода. Поскольку каждый цзюань имеет раздельную пагинацию, ссылки на страницы не делаются.

Считаю своим долгом выразить благодарность доценту Чжоу Сун-юаню, консультации которого дали мне возможность преодолеть многочисленные трудности перевода.

СВОД ЗАКОНОВ ДИНАСТИИ МИН

Глава четвертая.

ЗАКОНЫ О ДВОРАХ

Дворы и повинности

О невнесении дворов и тяглых в реестр

За [умышленное] невнесение двора  в реестр (***)  хозяин двора наказывается 100 ударами палки, если [двор] обязан платить налоги и отбывать повинности , и 80 ударами палки, если [двор] не обязан платить налоги и отбывать повинности. Затем двор вносится в реестр и облагается повинностями.

Укрывательство посторонних лиц и недонесение [о них властям], а также объединение при записи в реестр [двух и более] дворов наказываются 100 ударами палки, если [скрытые тяглые  и объединившиеся дворы] обязаны платить налоги и отбывать повинности, и 80 ударами палки, если [они] не обязаны платить налоги и отбывать повинности.

Укрывательство родственников, проживающих отдельно, и недонесение [о них властям], а также объединение при записи в реестр [двух и более] дворов [связанных родством], наказываются на две степени меньше .

Скрытые тяглые наказываются одинаково с хозяином двора.

Затем в реестр вносятся необходимые исправления и дворы облагаются повинностями.

Данные ограничения не распространяются на таких сородичей, как дяди, младшие братья , племянники и зятья, если они всегда вели совместное хозяйство.

За незанесение двора в реестр [хозяин двора], находившийся на казенных повинностях, наказывается как за укрывательство тяглых.

За укрывательство своих совершеннолетних тяглых и незанесение их в реестр, а также за ложные сведения об их возрасте и здоровье с целью уклонения от повинностей, хозяин двора наказывается 60 ударами палки, если [эти проступки касаются] от одного до трех лиц. За каждых последующих трех тяглых наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 100 ударов.

Незанесение в реестр от трех до пяти несовершеннолетних тяглых наказывается 40 плетьми. За каждых последующих пять тяглых наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 70 ударов палкой.

[Невнесенные в реестр тяглые] записываются в него и облагаются повинностями.

Такому же наказанию подлежат скрывающиеся от записи в реестр чужие тяглые и укрывающий их хозяин двора. Затем [эти тяглые] возвращаются в свой двор, вносятся в реестр и облагаются повинностями.

Необеспечение проверки  старостой ли , приведшее к пропуску в реестре от одного до пяти дворов, наказывается 50 плетьми. За каждые последующие пять дворов наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 100 ударов палкой. Пропуск от одного до десяти тяглых наказывается 30 плетьми. За каждые последующие 10 тяглых наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 50 плетей.

Чиновники данного уезда, ведающие финансами , за пропуск [в реестре] десяти дворов наказываются 40 плетьми. За каждые последующие [95] десять дворов наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 80 ударов палкой. За пропуск 10 тяглых [эти чиновники] наказываются 20 плетьми, за каждые последующие 30 тяглых наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 40 плетей.

[Старосты ли и уездные чиновники], знавшие о незанесении дворов тяглых в реестр, наказываются одинаково с лицами, совершившими данное преступление.

[Невнесение дворов и тяглых в реестр старостами ли и уездными чиновниками] за взятку наказывается по всей строгости как извращение закона в личных интересах в зависимости от величины взятки.

В случае обнаружения злоупотреблений ответственность целиком возлагается на старост ли, если они трижды дали чиновникам [подписку о правильности] составленных ими реестров и были предупреждены последними о последствиях.

О неизменности [сословного состояния] населения

[Сословное состояние] различных категорий населения: воинов, крестьян, служителей на почтовых станциях, солеваров, лекарей, гадателей, ремесленников, музыкантов - определяется реестрами.

Уклонение от записи [в реестр своего сословия] с целью замены тяжелых повинностей легкими карается 80 ударами палки.

Такому же наказанию подлежат чиновники, самовольно разрешающие эту замену.

Лицо, выдающее себя за воина регулярной армии с целью уклонения от повинностей крестьян и военнопоселенцев , наказывается 100 ударами палки и ссылкой на поселение в пограничные районы.

О самовольной постройке монастырей и самовольном посвящении в монахи

Не разрешается самовольная постройка монастырей, за исключением ныне существующих. [Монахи-]Нарушители наказываются 100 ударами палки и возвращаются в мир. Даоские и буддийские монахи [таких монастырей] ссылаются на поселение в пограничные гарнизоны. Монахини обращаются в рабство.

Лица, не получившие удостоверений  и самовольно переходящие в монашество , наказываются 80 ударами палки. Если посвящение произошло по воле главы семьи, то наказание несет глава семьи. Настоятель монастыря и лицо, совершившее обряд посвящения, подвергаются такому же наказанию и оба возвращаются в мир.

О нарушении закона о назначении наследника

Нарушение закона о назначении наследника наказывается 80 ударами палки. При отсутствии сыновей от жены , которой более 50 лет, наследником назначается старший сын от наложницы ***). Неназначение старшего сына наследником наказывается одинаково (т.е. 80 ударами. - Н.С.).

Самовольный уход *** усыновленного от бездетных приемных родителей наказывается 100 ударами палки. После порки он подлежит возвращению приемным родителям. В случае рождения сына у приемных родителей и отсутствия сыновей у родных отца и матери *** [усыновленный] может вернуться домой.

Усыновление несородича  приводящее к путанице в системе родства, наказывается 60 ударами палки. Такому же наказанию подвергается тот, кто отдает своего сына в наследники чужим людям. Дети возвращаются в родную семью. 

Разрешается усыновление и присвоение своей фамилии подкидышам  моложе трех лет, даже если они не являются родственниками.

Усыновление родственника несоответствующего поколения подлежит такому же наказанию . Дети возвращаются в родительский дом, а наследником назначается следуемое лицо.

Простолюдин не может держать рабов . [Нарушители] наказываются 100 ударами палки, а рабы получают свободу ***.

О задержании чужих потерявшихся детей

Задержание и непередача властям чужих потерявшихся детей ради продажи их в рабство караются 100 ударами палки и трехгодичной ссылкой. Объявление [их] женами, наложницами, детьми или внуками [посторонних лиц] наказывается 90 ударами палки и ссылкой на 2,5 года. За продажу [чужих] заблудившихся рабов наказание смягчается на одну степень [по сравнению] с продажей свободных. Проданные лица не подвергаются наказанию и возвращаются в родной дом.

Задержание чужих беглых детей и продажа их в рабство караются 90 ударами палки и ссылкой на 2,5 года. Объявление [их] женами, наложницами, детьми или внуками [посторонних лиц] карается 80 ударами палки и ссылкой на два года. Продажа чужих беглых рабов карается на одну степень легче, чем продажа [беглых] свободных. Проданные беглые в свою очередь наказываются на одну степень легче [лица, продавшего их]. Если беглыми было совершено тяжелое преступление, то они караются по всей строгости закона.

Превращение задержанных [чужих детей] в своих рабов, жен, наложниц, детей или внуков, а также укрывательство [их] в своем доме наказывается 80 ударами палки.

Покупатель и посредник, знавшие о незаконности продажи [этих лиц], наказываются на одну степень легче преступника, а деньги конфискуются в казну (***).

Деньги возвращаются покупателю (***), он и посредник освобождаются от наказания, если они не знали о незаконности продажи этих лиц.

Объявление свободного рабом наказывается 100 ударами палки и трехгодичной ссылкой.

Объявление [посторонних лиц] своей женой или наложницей, а также своими детьми или внуками карается 90 ударами палки и ссылкой на 2,5 года.

Присвоение чужого раба карается 100 ударами палки.

О несправедливой разверстке повинностей

Размер взимаемых налогов и повинностей определяется властями согласно числу тяглых, внесенных в реестр, количеству земли и собираемого с нее урожая.

За переложение налогов и повинностей богачей на бедняков чиновники, производившие разверстку, наказываются 100 ударами палки. Пострадавшие бедняки могут по инстанции жаловаться вышестоящим властям и просить взять виновных под стражу.

Непринятие жалобы вышестоящими чиновниками карается 80 ударами палки.

Взяточники наказываются по всей строгости, как извратившие закон в личных интересах, в зависимости от величины взятки. 

О несправедливой посылке тяглых на повинности

Несправедливая посылка на повинности одного тяглого крестьянина  или ремесленника  наказывается 20 плетьми, за каждых последующих пять тяглых наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 60 ударов палкой.

Необеспечение работой крестьян и ремесленников, явившихся на повинности, а также воспрепятствование их возвращению домой по истечении срока повинностей, наказывается 10 плетьми за один день. За каждые последующие три дня наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 50 ударов плетью.

Об уклонении от повинностей

Если влиятельное лицо посылает своих сыновей, внуков, младших братьев и племянников к чиновникам, чтобы избежать повинностей, то глава семьи наказывается 100 ударами палки. Такое же наказание несут и чиновники, принимающие этих тяглых [под покровительство].

Взяточники наказываются по всей строгости закона, как извратившие закон в личных интересах, в зависимости от величины взятки.

Лица, вступающие под патронат, освобождаются от [телесного] наказания и ссылаются на поселение в пограничные гарнизоны.

Заслуженные сановники, содействующие уклонению от повинностей, при первом нарушении закона освобождаются от наказания, но их проступок записывается. При повторном [нарушении] они наказываются вычетом половины жалования , в третий раз выдача жалования прекращается совсем, в четвертый раз они наказываются по закону .

О запрещении [произвольно] сменять деревенскую администрацию

Из каждых 100 дворов  по согласованию с населением назначается один староста и десять десятских, которые поочередно отправляют свои обязанности по сбору налогов и управлению общественными делами

Самовольное провозглашение себя чжубао, сяо личжаном, баочжаном и чжушоу , приводящее к беспорядкам, карается 100 ударами палки и переселением [на новое место жительства].

В каждой деревне должны быть назначены цилао из старцев, пользующихся всеобщим уважением. На эту должность не разрешается назначать отставных чиновников, солдат и людей, совершивших в прошлом какие-либо проступки; в случае вступления их на эту должность они караются 60 ударами палки. Чиновники, допустившие данное нарушение, наказываются 40 ударами плети.

О бегстве от повинностей

Бегство на территорию соседних округов и уездов с целью уклонения от повинностей карается 100 ударами палки. Затем беглые возвращаются на первоначальное место приписки и облагаются повинностями. Попустительствовавшие их побегу старосты ли и уездные чиновники, а также лица, скрывавшие их [на новом месте], несут такое же наказание.

Шестьюдесятью ударами палки наказываются старосты ли, знавшие о побеге и не пославшие тотчас погони: уездные чиновники, не отправившие бумаги с требованием вернуть [беглых] на прежнее место жительства, чиновники [соседних уездов, получившие требование о возвращении беглых], но задерживающие их и не отправляющие их обратно.

[98] Действие этого закона не распространяется на лиц, переселившихся в другие области до 10 месяца 7 года Хун-у , уже занесенных в реестры этих областей и обложенных повинностями. Лица, бежавшие после этого срока, караются по данному закону.

Бегство от повинностей крестьян и ремесленников, а также ремесленников, музыкантов и [людей] прочих профессий, постоянно приписанных к казне , карается 10 ударами плети за один день, за каждые последующие 5 дней наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 50 ударов плети.

Попустительствовавшие им чиновники, ведающие раскладкой повинностей в данном уезде , подвергаются такому же наказанию.

Взяточники караются по всей строгости, в зависимости от величины взятки, как извратившие закон в личных интересах.

Необнаружение бегства пяти тяглых карается 20 ударами плети, за каждые последующие пять человек наказание увеличивается на одну степень и доходит до 40 ударов плети. Если бежало менее пяти человек, то [чиновники] не подлежат наказанию.

О назначении тюремных сторожей

Повинность тюремных сторожей повсеместно должна отбываться подходящими и знающими людьми. Лица, [назначенные на эту повинность], но посылающие вместо себя других, наказываются 40 ударами плети.

Об использовании чиновниками в личных целях труда подведомственных им крестьян и ремесленников, отбывающих государственные повинности

Чиновники местной администрации и чиновники ведомства работ в случае использования ими в личных целях в течение длительного срока 31 или же на расстоянии более, чем в 100 ли [от местат отбывания повинностей] 32 труда одного крестьянина или ремесленника наказываются 40 ударами плети. Тяглецам выплачивается вознаграждение 33 по 16 вэней за каждый проработанный день.

В случае радостных событий и траура 34 разрешается использовать труд различных людей, но их должно быть не более 50 человек и один человек должен использоваться не больше чем в течение трех дней. Нарушители наказываются по закону об использовании в личных целях труда отбывающих государственные повинности [крестьян и ремесленников].

О раздельной записи [семьи] в подворные списки населения и о разделе имущества

Дети и внуки, отдельно записывающиеся в подворные списки населения или же проводящие раздел имущества при жизни деда и бабки, отца и матери, наказываются 100 ударами палки .

За раздельную запись в подворных списках населения и раздел имущества в период траура по родителям братья наказываются 80 ударами палки .

О присвоении домашнего имущества младшими членами семьи

Младшие члены семьи (***) за присвоение  без согласия старших (***)  домашнего имущества стоимостью в 20 гуаней  наказываются 20 ударами плети. За каждые последующие 20 гуаней наказание увеличивается на одну степень, но не может быть больше 100 ударов палкой. Такому же наказанию подлежат старшие члены семьи за несправедливый раздел домашнего имущества, если необходимо произвести раздел. [99]

О содержании сирот и престарелых

Всем вдовцам, вдовам, сиротам и бездетным - старикам, а также > больным неизлечимыми болезнями, беднякам, которые не в состоянии прокормить себя, местные чиновники должны выдавать на пропитание . Непроявление заботы о них карается 60 ударами палки.

За уменьшение следуемого для выдачи количества одежды и зерна чиновники наказываются в соответствии с законом о краже сторожем [вверенного ему

Император с гвардейцами.

Тибет, XVII-XVIII вв.

"Многоликий" образ Цао Цао...

Иньские воины XIII-XIIвв до н.э

Иньские воины XIII-XIIвв до н.э

восточное Чжоу

восточное чжоу

империя Хань

эпоха Хань

сражение войск династии Хань

эпоха Троецарствия

Войны Троецарствия в Древнем Китае

220-280 гг.

К началу III века правление Ханьской династии близилось к своему историческому закату. Последней ее попыткой заявить о себе на поле брани стала посылка действительным правителем империи полководца Цао Цао по реке Янцзы военной флотилии с большим войском на борту. Целью речной экспедиции было приведение в прежнее повиновение южных областей. Однако в сражении у Красной Скалы ханьские моряки потерпели поражение от соединенного речного флота южных княжеств. Их корабли оказались более маневренными на речных водах, лучники — более меткими, а воины, шедшие на абордаж, — более храбрыми и искусными в рукопашных схватках на палубах судов.


Сын Цао Цао — Цао Пэй стал могильщиком империи Хань. После смерти отца он силой низложил последнего ханьского императора и в 200 году объявил себя основателем династии Вэй, которая занимала территорию к северу от реки Янцзы. Древний Китай раскололся на три больших государства— Вэй, У— на юго-востоке и Шу — на юго-западе, не считая мелких княжеств. Так в древнекитайской истории началась эпоха Троецарствия, изобиловавшая войнами, походами и мятежами и продолжавшаяся почти четыре столетия. Внутренние неурядицы и междоусобные военные столкновения между царствами Вэй, У и Шу привели к тому, что кочевые «варварские» народы вновь стали наносить удары по китайскому приграничью.


Первоначально верх в Троецарствии стало одерживать Шу. Это царство достигло высот своего военного могущества и территориальных захватов при прославленном полководце и блестящем премьер-министре Чжугэ Ляне, который ушел из жизни в 234 году. Он добился того, что столица Шу город Чэнжу (в современной китайской провинции Сычуань) стал практически недосягаем для армий противников Шу.
Затем верх в Троецарствии стало брать государство У со столицей в городе Нанкине. Его владения простирались от нижнего течения Янцзы до залива Бакбо (Тонкинского). Царство У обладало значительным военным и торговым флотом, направляя морские экспедиции даже в Индийский океан.


После смерти Чжугэ Ляна царство Шу стало приходить в упадок, постоянно терпя поражения в войнах с царством Вэй. В 264 году вэйский полководец Сыма Янь нанес решающее поражение армии противника и окончательно завоевал Шу. Остатки царской армии Шу, не желая сдаваться вэйцам, в сопровождении семей двинулись на запад и, пройдя Туркестан, оказались в Персии. Коман­довал шуйской армией добровольных изгнанников ханьский принц, извест­ный в персидской истории под именем Мамго. «Царь царей» Шапур I, нуждавшийся в хорошо обученных и дисциплинированных воинах, радушно принял воинов разгромленной армии Шу, и они стали служить ему верой и правдой. Несколько лет позже Сыма Янь, ставший к тому времени китайским императором, потребовал от правителя Персии выдать принца Мамго и его воинов.

 

Однако Шапура I ожидала в скором времени большая война с Римом, и он отправил китайское войско в Армению. Императору же Китая вежливо было отвечено, что ненавистный ему Мамго с его людьми уже отправлен «на верную гибель» на «край света». Сыма Янь вполне удовлетворился таким ответом. Сыма Янь не раз демонстрировал свое полководческое искусство в стремлении вновь объединить Китай в единое государство и покончить с Троецарствием. Он пошел войной на царство У со всей решительностью, нанес его армии ряд поражений и полностью овладел территорией противника. Сыма Янь объявил себя основателем императорской династии Цзинь и присвоил себе тронное имя У Ди. В 280 году эпоха Троецарствия временно прервалась.


 

Эпоха Троецарствия, Саньго (кит. трад. , упр. , пиньинь: Sānguó, палл.: Саньго) — период времени в древнем Китае с 220 г. по 280 г., вошедший в историю как борьба и противостояние между тремя различными государствами Китая — Вэй, У и Шу.

Обстановка в Троецарствие

Военная функция в это время была практически ведущей в Китае. Страна, разоренная долгими десятилетиями восстаний и междоусобиц, безвластия и насилия, давно забыла о спокойной жизни. Даже в землепользовании едва ли не главной формой стали так называемые военные дворы и военные поселения. В военные дружины превратились и клиенты сильных домов. Выход на передний план военной функции возродил в среде китайской образованной части населения феномен рыцарского романтизма, столь характерный в свое время для периода Чуньцю, в VII-VI вв. до н.э, и прославленный в историографической конфуцианской традиции. Идеи верности и преданности патрону до гроба, культ рыцарской этики и аристократизма, боевое братство и спаянность единомышленников-друзей — все это в суровых условиях военных лет не только возродилось, но и стало на некоторое время как бы первоосновой реального политического бытия.

Конец Троецарствия

С конца 230-х годов, стали заметны напряжённые отношения между имперским кланом Цао и кланом Сыма.

Краткий период Троецарствия, приведший к образованию двух самостоятельных государств на слабо освоенном до того юге Китая, способствовал освоению юга. В северном Вэй, потомки Цао Цао уже к середине III в. утратили власть, перешедшую к могущественному клану полководца Сыма Янь.

В 265 г. Сыма Янь основал здесь новую династию Цзинь, которой в 280 г. удалось подчинить себе Шу и У, объединив под своей властью снова весь Китай, правда, лишь на несколько десятилетий.

армия Шихуана

династия Цинь

Знаменитые знамена манчжурских "восьмизнаменных" войск. 1.«Сян-бай» - Белое с алой каймой 2.«Сян-лань» - Синее с каймой 3.«Сян-хуань» - Желтое с красной каймой 4.«Сян-хун» - Красное с каймой 5.«Чжен-бай» - Белое 6.«Чжен-лань» - Синее 7.«Чжен-хуань» - Желтое 8.«Чжен-хун» - Красное 9.Униформа знамённых войск. Начало 19в. Было соответственно 8 маньчжурских, 8 монгольских («Мыньгу-цзюнь») и 8 китайских («Хань-цзюнь») знамён.Жёлтое окаймленное маньчжурское знамя считалось первым, так как в его списках числили императора и императорскую фамилию. В маньчжурских знамённых войсках знамёна делились на старшие – «шань» (желтое окаймлённое, желтое и белое) и младшие – «ся» (белое окаймлённое, красное, красное окаймлённое, синее и синее окаймлённое).

 

империя Суй

империя Мин

Ян Хун, Чжунго гу бинци луньцун, Вэньу чубаньшэ, Бэйцзин, 1985. ( Ян Хун, Сборник статей посвященный древнему оружию Китая, Пекин, 1985)

Слева танский панцирный всадник, статуэтка из могилы № 206, Асытана (Астана), скорее всего, Восточный Туркестан.
Справа танские панцирные всадники, Дуньхуан, пещера № 156.

Танские панцирные всадники и пехотинцы, Дуньхуан. Слева и по центру фрески из пещеры №130, справа из пещеры №156.

эпохи Бэйчао:
Пехотинец

  Gennadius
Фото есть, но они черно-белые. В упомянутой мной книге.
Сначала воины вообще, начнем с эпохи Бэйчао:
Пехотинец:



Всадники-катафракты

Эпоха Суй.

Пехотинец

Основное холодное оружие эпохи -- это дао. Которое у нас чаще всего называют саблей. Хотя на самом деле, это скорее палаш.

Дао:

Картина дня

наверх