На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Древняя Азия

40 подписчиков

Династия Маурьев

 

Надписи царя Ашоки

Надписи являются самыми древними точно датированными эпиграфическими памятниками Индии. Они представляют собой высеченные на камнях,колоннах и пещерах указы царя Ашоки,который величал себя Приядаси("Приятный на вид")и Деванампия("Милый богам"). Надписи сохранили богатый материал по политической истории,государственному управлению,общественной жизни,религии и культуре Индии эпохи Маурьев (IV-IIвв.

до н.э.).Указы,кроме трех написаны на пракритах-среднеиндийских языках. Впервые надписи были прочитаны в 30-х годах ХIХв. Д. Принсепом.

Одна из надписей

Ашока был внуком Чандрагупты и сыном Биндусары. Мать Ашоки была Субхадранги, дочью бедного брамина по имени Чампаканагар. Статус его в гареме был весьма низкий, у него было много братьев от более знатных жён царя, и ещё старший брат от той же матери.

В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником.

Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

Царь Ашока

 

Приход ко власти 

Прибыв в Уджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходного правителя. Он женился на Шакья Кумари — дочери богатого торговца, которая родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.

Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.

Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.

Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца.

Что произошло после этого, никто не знает, так как различные источники говорят по разному. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит, при попытке захватить город.

Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.

Как говорят легенды — Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих легенд. Ашока, в своих наскальных надписях, с любовью говорил о своих братьях

Пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.

Через восемь лет после взошествия на трон Ашока объявил войну государству Калинга (Орисса).

В своём эдикте Ашока сообщает, чго во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи.

Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвящённом завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоёванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдании».

Традиция считает, что, увидив множество трупов, причинённые страдания и рарушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние, что привело его к принятию буддизма и укреплению веры.

Маурья, царь Магадхи

Первая наскальная надпись Ашоки в Гирнаре

Индуизм и буддизм

Когда Ашока вступил на трон, в Индии было несколько религий, в том числе индуизм, ставший впоследствии господствующей религией. Буддизм основал Сиддхарта Гаутама (около 563–483 гг. до н.э.). До царствования Ашоки число его приверженцев было очень невелико, но Ашока поощрял распространение буддизма по всей империи.

Сиддхарта Гаутама был индийским принцем, который разочаровался в жизни во дворце. Он покинул свой дом в поисках просветленного образа жизни. Однажды он сел под фиговое дерево (впоследствии его стали называть Деревом Бо, или Деревом Просветления) и стал медитировать (концентрировать свое сознание). После 49 дней медитации он достиг просветления, то есть освобождения от всех людских страданий. Сиддхарту стали называть Буддой, то есть «просветленным». Он учил людей быть миролюбивыми, добрыми, бескорыстными и заботиться о других. Он также научил своих сторонников медитировать, чтобы постичь смысл жизни.

Ашока становится императором в империи Маурьев.

У Биндусары было много детей от различных жен. Сын Биндусары Ашока не мог претендовать на власть, так как его мать не была знатного происхождения.

Когда Ашока повзрослел, отец назначил его наместником в Аванди. Где он женился на дочери торговца и, вероятно, попал под влияние буддистов.

Наследником престола в империи Маурьев считался  сын Биндусары Сусума, который не пользовался авторитетом у  населения. В государстве начались волнения. Восстал  г. Таксила на северо-западе Индии, и Сусума не смог подавить восстание, но город открыл ворота перед Ашокой.

Когда Биндусары умер, то глава правительства короновал Ашоку (273-236 г до н.э.), как правителя Магадхи.

Исследователи утверждают, что приход Ашоки  к власти произошел в результате междоусобицы, это подтверждает факт, что в том же году Сусума был убит при попытке захватить столицу. 

Есть предположения, что с 273 по 268 год до н.э. в Индии была борьба за власть между Ашокой и его братьями, коронации Ашоки произошла в 268 г до н.э., то есть после окончательного утверждения у власти.

Император был некрасив, но пользовался уважением и поддержку у простого народа и чиновников.

Ашока запретил жертвоприношения. Использование принудительных работ также было упразднено. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов. Было налажено производство и экспорт медицинского сырья с целью употребления не только для медицинских нужд, но и в ветеринарии, а также создана сеть соответствующих медицинских учреждений. Развлечениям прежних правителей Ашока предпочитал паломничества, раздачу подарков и встречи с простыми людьми.

Последние годы правления Ашоки и наследники 

Источники рассказывают, что к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампади (Самирати) стал наследником престола. Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади. Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём.

По сообщению некоторых источников, Сампади был последователем джайнизма, его поддерживали крупные сановники. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, вспыхивали восстания, в том числе одно из крупных волнений произошло в Таксиле, где во главе недовольных встал местный правитель.

В заговоре против царя, как повествуют источники, принимала участие и царица Тишьяракшита — тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы. Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко пе случайны. Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки.

Его наследникам уже, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. Свидетельства источников о прямых наследниках Ашоки разноречивы, но есть основания полагать, что в Паталипутре царём стал Сампади, или Дашаратха, которого некоторые пураны считают сыном и преемником Ашоки. Подобно Ашоке, Дашаратха носил титул «милый богам» и оказывал покровительство адживикам, о чем свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер.

В дальнейшем империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 до н. э. вследствии заговора.

Культура при Ашоке

По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения: Была создана сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог.

Но самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных.

О свое деятельности, Ашона писал в эдикте от 242 года.

Резьба из храме Барута.Бодисатва в виде слона.

Ступа в Санчи, фрагмент "львиной капители".

Ступа Дхамек в Сарнатхе, Индия. Именно здесь, по преданию, Будда произнес свою первую проповедь. Первая ступа была возведена в Сарнатхе еще при Ашоке в 3 в. до н.э., а эту соорудили в 6 веке н.э.

Ступа Дхамек

Большая ступа рядом с городом Равалпинди, Пакистан

Ступа Тул Рукан рядом с городом Моро в Пакистане

Колонна царя Ашоки, 3 в. до н.э. Вайшали

На большинстве колонн высекались знаменитые эдикты царя Ашоки - первые письменные памятники Индии.
Например, вот такие:

I Большой наскальный эдикт
Эта надпись о дхарме высечена царем Пиядаси, наперсником богов. Ни одно живое существо здесь не следует приносить в жертву, умерщвляя. И празднество устраивать не следует. Великий грех ведь усматривает в празднестве царь Пиядаси, наперсник богов.

Но есть одни празднества, одобряемые царем Пиядаси, наперсником богов:

Прежде на кухне царя Пиядаси, наперсника богов, ежедневно умерщвляли для трапезы многие сотни живых тварей. Теперь же, когда высечена эта надпись о дхарме, только три живые твари умерщвляемы для трапезы: два павлина и одна антилопа, да и эта антилопа не всегда. Но даже эти три живые твари впредь не будут умерщвляемы.


XI Большой наскальный эдикт
Царь Пиядаси, наперсник богов, так говорит:
Нет даяния, подобного даянию дхармы, восхвалению дхармы, раздаче дхармы, свойству по дхарме.

Вот что это такое:
Должное отношение к рабам и слугам, послушание матери и отцу – доброе дело; (должное отношение к) друзьям, близким, родичам; даяние брахманам и шраманам – доброе дело; неубиение живых тварей – доброе дело.

Это должно говориться отцом и братом, и хозяином, и другом, близким, родичем – вплоть до соседа: «Вот что такое доброе дело, вот как следует поступать».

Колонна Ашоки в Лаурия Нандангарх

Раскопки Паталипутры столицы империи царя Ашоки. 3 в. до н.э. (Кликабельно) Паталипутра была полностью деревянным городом. На фото возможно крепостные стены города

Это нечто, похожее на дорогу мощеную деревянными бревнами. Раньше в Индии не было проблем с лесом, поэтому деревянными плахами мостили дороги даже между городами

А это видимо колонна дворца самого Ашоки, известно, что дворец царя единственный имел каменные колонны. Их вырубали мастера из Персии, так как сами индусы обрабатывать камень не умели. Скорее всего все колонны с эдиктами царя тоже создавали персы или их уже индийские ученики

 

XIV Большой наскальный эдикт
Эта надпись о дхарме высечена царем Пиядаси, наперсником богов. Она бывает (высечена) вкратце, бывает в средней форме, бывает пространная. Ведь не всё повсюду высекается. Огромна ведь подвластная земля, и много написано, и напишу еще. И есть то, что повторяется снова и снова ради сладости этой цели, чтобы народ так поступал. А если что-то написано не полностью – это бывает с учетом местности или причины либо по оплошности писца.

Ашока стал «упасака», то есть светским последователем буддизма, и стал руководствоваться в  своей монашеской деятельности буддийскими моральными принципами. В его эдиктах появилось слово «дхарма», что означало  правильное поведение человека ведущего праведный образ жизни. Дхарма («Законы Благочестия») это свод моральных принципов в соответствии с буддийской моралью. По сути это были традиционные  этические положения понятные и принимаемые большинством населения,  такие как послушание родителей, уважение старших…Человеку стойкому и верному дхарме обещалось милость царя и  благополучие в следующей жизни. Призывы к изучению дхармы сочетались с призывами уважать религиозные учения. Политика распространения этих принципов стала важнейшей частью политики  Ашоки. Чиновника  вменялась в обязанность проверять, как исполняют дхарму буддисты, брахманисты, джайны, адживики.

Картина дня

наверх